Первая субмарина была испытана в Одессе - сегодня день рождения конструктора
Сегодня отмечает свой 135 день рождения первая в мире "субмарина с педалями" - ее создал в Одессе Стефан Карлович Джевецкий (26.07.1843).
Джевецкий происходил из польской дворянской семьи, владевшей земельным участком и дачей на Малом Фонтане в Одессе. Он учился в Париже, дружил с Гюставом Эйфелем, создателем той самой башни, там же начал сам изобретать приборы и механизмы.
Первые наработки нашего земляка были продемонстрированы на Венской выставке в 1873 г. Потрясенный ими великий князь Константин Николаевич и пригласил молодого Стефана в Морской технический комитет в Санкт-Петербурге.
После русско-турецкой войны он осел на своей даче в Одессе и занялся изобретательством. Здесь и появился однажды в июле 1885 года первый в мире проект боевой подводной лодки. Правда, она была оборудована велосипедным приводом и могла погружаться лишь на глубину 14 метров.
Джевецкий назвал свое изобретение «Подаскаф». Он рассчитывал, что с помощью таких лодок российский флот покончит с вражескими кораблями. Задачей таких конструкций было незаметно подплывать и устанавливать мины на корабли неприятеля.
Первая в мире подводная лодка была построена на одесском заводе Гулье Бланшара. Спонсором проекта выступил Федор Родоканаки. На испытаниях субмарины ( а они прошли успешно) прибыл вице-адмирал Николай Аркас. Восторг и одобрение были такими, что вторая усовершенствованная модель с электроприводом была построена уже за средства из казны в Санкт-Петербурге, а испытали ее на Серебряном озере в Гатчине.
В начале 1890-х годов Джевецкий предложил ряд усовершенствованных проектов подводных лодок с механическим двигателем, даже проект подводной лодки водоизмещением до 120 т с паровой машиной. Ее экипаж составлял 12 человек.
С 1892 года по приглашению своего друга Эйфеля он выехал в Париж, где и жил до 23 апреля, 1938 г. Здесь он и его коллега по разработке подлодок А. Н. Крылов получил первую премию Международного конкурса.
Кроме субмарин, Джевецкий первым в мире сконструировал механический прибор для автоматической прокладки курса корабля на карте и даже свою модель самолета.
Памятники Джевецкому есть в Однссе, в Гатчине, Польще. С его изображением выпущена памятная марка.