История пляжа Ланжерон
На Ланжероне сегодня едва ли осталось что-то из тех давних времен. Лишь Ланжероновская арка, сквозь которую мчатся машины, спускаясь к набережной, напоминает о даче Александра Ланжерона - градоначальника Одессы в 1816-1820 годах. Он ушел из жизни в 1831 году, но его память живет здесь, в Одессе. Арка, возведенная в 1830 году по проекту архитектора Франца Боффо, стала свидетельством того времени.
В начале XIX века местность, которую мы знаем как Ланжеронский пляж, была совсем иной. Здесь не было песчаных берегов, не было защитных сооружений. Это была отдаленная окраина города, где находился карантин для прибывших пассажиров и экипажей судов, зашедших в Одесский порт, чтобы пройти 40-дневную обсервацию.
Однако к концу XIX века эта местность стала преобразовываться. В 1875 году здесь открылся Александровский парк, теперь он известен как парк культуры и отдыха имени Тараса Шевченко. Вскоре отдыхающие начали мигрировать к морю. Тут появились закрытые пляжи, но скалистый берег долго оставался серьезным препятствием для развития полноценного морского курорта и первых развлекательных заведений.
Ланжерон - это живописное место, ближайшая к городу приморская дача, теперь принадлежащая городу, но когда-то принадлежавшая графине Ланжерон, сохраняющая свое имя, - сообщает нам путеводитель по Одессе (1906).
Тогда, как и сейчас, с Ланжерона открывается прекрасный вид на порт.
Берег Ланжерона открытый, и море простирается перед ним во всей своей величии, а одесский порт со всеми его пристанями отчетливо виден, - пишет одесский путеводитель (1915).
Даже тогда, как и сейчас, многие пляжи в Одессе были доступны только за плату. Купальни не стоили очень дорого: от 5 до 15 копеек в зависимости от класса. Иногда упоминались и городские, и более доступные купальни. Это были своего рода "социальные" пляжи того времени. В купальнях можно было переодеться и окунуться в воду. Обычно в стоимость входило и белье.
Чтобы добраться до купален и моря, была проложена линия конного трамвая. Это было довольно просто: лошади тянули трамвай по его пути. Не очень быстро, но надежно. Из центра Одессы до купальни можно было доехать всего за 15 копеек в обе стороны. Но при этом еще приходилось доплатить три копейки, чтобы спуститься к самому морю.
Вы думаете, что только сейчас общественность заботится о благоустройстве прибрежной зоны? Даже в начале XX века газеты и путеводители наполнялись статьями о том, что Ланжерон находится в плохом состоянии и пора бы его отреставрировать, чтобы "сделать образцовым морским курортом".
Ланжерон до революции
Перед Первой мировой войной на благоустройство Ланжерона выделили 300 тысяч рублей. Однако начало войны оказало негативное влияние на развитие пляжного туризма и благоустройство Ланжерона.
Но до начала военных действий и революции Ланжерон был одним из самых популярных мест для отдыха одесской публики. Здесь построили летний театр, ресторан и павильон для музыкантов.
В 1920-1930-х годах Ланжерон мало чем отличался от времен до революции. Знакомый нам облик Ланжерона появился только в начале 1960-х годов. Тогда были созданы искусственные (намытые) песчаные пляжи на всем протяжении одесского побережья от Ланжерона до Большого Фонтана.
Многие, вероятно, помнят, что у Ланжерона был причал, куда приходили прогулочные катера. В 1970-х годах их было так много, что они выполняли роль общественного транспорта. В летнее время интервал движения водных судов по линии из морского вокзала через Ланжерон на Аркадию составлял всего 15 минут. Даже вне купального сезона, в хорошую погоду, катера также приходили к причалу на Ланжероне.
Однако к началу 2000-х годов причал пришел в упадок. В 2003 году у Ланжерона пришвартовался последний катер, а через 6 лет причал был демонтирован. В 2005 году здесь открыли дельфинарий "Немо", а вскоре после этого появилась знакомая деревянная набережная.