Интересная Одесса: коммерческий провал и небывалые меры безопасности
В 1910 году в Одессе, со средины мая по начало октября, проходила одна из грандиознейших выставок десятилетия − «Фабрично-заводская, художественно-промышленная и сельскохозяйственная всероссийская выставка 1910 года». Основной идеей выставки было продемонстрировать достижения промышленности Юга России. В Александровском парке (ныне парк имени Тараса Шевченко) вырос целый городок из павильонов, в которых выставляли свои товары как отечественные, так и зарубежные промышленники.
Огромным успехом пользовался павильон Одесского аэроклуба, сооруженный под руководством предпринимателя Артура Анатра. Павильон был выполнен в виде огромного шатра из плотного авиационного шелка. Здесь экспонировались аэропланы Антуанетт, Блерио, Фарман, модели местной постройки, воздушный шар «Россия», модели летательных аппаратов.
«Околдовал меня! Лишил дара речи! Не отпускал меня!», − делился своими впечатлениями о посещении авиационного павильона писатель Юрий Олеша.
Именно с территории выставки совершил свой первый полет над Одесским заливом знаменитый одесский авиатор Сергей Уточкин. Это было 3 июля 1910 года. Несмотря на высокую плату за входной билет − не 10 копеек, как обычно, а целый рубль – посмотреть как Уточкин собирается перелететь залив собралось огромное количество народа.
Уточкин на самолете «Фарман», разогнавшись по центральной аллее Александровского парка, взмыл в небо, сделал несколько кругов над Одесским заливом, который был заполнен специально вышедшими в море яхтами, лодками, катерами и баркасами одесситов, желавшими наблюдать за полетом, и сел на противоположной стороне залива в селе Дофиновка.
Полет Уточкина сопровождался небывалыми на то время мерами безопасности. Вот как газета «Одесские новости» описывала приготовления к полету: «Господин градоначальник разрешил С.И.Уточкину совершить 3 полета на аэроплане с территории выставки над морем до берега Дофиновки и обратно 3, 7 и 10 июля. Командующий войсками Одесского военного округа, со своей стороны, согласился предоставить на время полетов необходимый наряд войск для охраны выставочной территории, зданий, насаждений, экспонатов и т. п. В море будут курсировать катера и яхты. Узнав о таком обилии назначенных судов, Сергей Уточкин шутливо заметил: „При таком положении я уже гарантирован, что не упаду в море, а упаду на катер или яхту“».
Однако от дальнейших полетов, запланированных на 7 и 10 июля 1910 года, авиатор отказался. Причиной тому был неудовлетворительный финансовый результат. Дело в том, что все полеты Уточкина были коммерческими. Авиатор нес затраты и намеревался не только компенсировать их, но и получить прибыль. Но, к сожалению, первый полет не принес ожидаемой прибыли.
На следующий день «Одесские новости» отметили: «Вчерашний редкий по смелости полет С. И. Уточкина с территории выставки через бухту на противоположный берег Дофиновки, в смысле развития авиации, имеет не меньше значения, нежели перелет Блерио через Ламанш».
После окончания выставки здание воздухоплавательного павильона было демонтировано и перенесено на место организации производства самолетов, став впоследствии дополнительным ангаром и частью авиационного завода Анатра на территории современной Одесской киностудии.