Интересные факты об Одессе: первый полет над Одесским заливом
Михаил Ефимов
В 1909 году одесский барон Ксидиас купил первый в Российской империи биплан «Фарман», и наш соотечественник, авиатор Михаил Ефимов, который полгода учился летать на фирме в Париже, совершил первый в Российской империи полет. А состоялось это знаменательное событие 21 марта (по новому стилю) 1910 года на одесском ипподроме, тем самым положив начало отечественной авиации. На следующий день после показательных полетов Ефимова Сергей Уточкин, выпросив у Ксидиаса разрешение, сел в аэроплан и взлетел без всякой подготовки. Правда, полет был не шибко удачным, машину при посадке он слегка подломал, но ведь это был экспромт.
Сергей Уточкин
Уточкин понял, чтобы летать, надо учиться. Но где? Столицей авиаторов считался Париж. Там он и устроился слесарем на фабрику, где собирались авиамоторы «Гном». Наблюдал полеты уже известных авиаторов Райта, Блерио, Сантос-Дюмона. Ни в какую летную школу он не поступил — по большому счету, стал самоучкой. Но Уточкин быстро делал успехи. Он хорошо знал технику, сам конструировал летательные аппараты. И — оказался прирожденным летчиком. Уже весной 1910 года сдал экзамены на звание пилота-авиатора в Одесском аэроклубе, затем подтвержденное Императорским всероссийским авиаклубом (ИВАК).
Таким образом, Сергей Уточкин стал вторым после Михаила Ефимова дипломированным летчиком в истории воздухоплавания Российской империи и 28 марта (по новому стилю) 1910 года в Одессе осуществил свой первый полет.
В последствие, о своем первом полете Уточкин будет вспоминать: «Мой первый полет длился двенадцать минут. Это время ничтожно мало, когда оно протекает в скучной, серой, мертвящей обстановке жизни на земле, но когда летишь, это — семьсот двадцать секунд, и каждую секунду загорается новый костер переживаний, глубоких, упоительных и невыразимо полных… Сказка оборвалась… Я спустился. Легкий, как сон, стоял аэроплан на фоне восходящего солнца. Трудно было представить, что несколько минут тому назад он жил и свободно двигался в воздухе».
15 июля (по новому стилю) 1910 года Сергей Уточкин совершил первый в истории отечественной авиации полет над морем, к тому же это был его 100-й юбилейный полет. В присутствии множества зрителей он поднялся в воздух на самолете собственной конструкции «Фарман» с территории Фабрично-заводской, художественно-промышленной и сельскохозяйственной всероссийской выставки в Одессе и перелетел через Одесский залив.
Этот юбилейный полет пионера отечественной и мировой авиации «Одесские новости» сравнили по важности с перелетом «Блерио через Ламанш».
«Несмотря на неблагоприятную погоду, — сообщало на следующий день «Зеркало Одессы», — вчерашний юбилейный полет Уточкина прошел блестяще и собрал на территории выставки несколько тысяч человек. Ровно в семь часов вечера авиатор, усевшись на «Фарман», взял небольшой разгон и быстро очутился над открытым морем. Описав над ним несколько красивых кругов, Уточкин через три с половиной минуты спустился на территорию, встреченный громкими аплодисментами публики».