22.03.2017 20:19 2225

Влюблённый всем сердцем в свой родной город незаменимый Посол Одессы

Одесса рождала и рождает, подарила и продолжает дарит миру, великое множество талантливых людей. Однако Послом Одессы называли и называют только одного человека – Леонида Утесова.

О Леониде Осиповиче так много написано, что нового ничего ни сообщишь, ни скажешь и не напишешь. Однако до сих пор остаётся загадкой дата его рождения. Сам же артист как-то сказал: «Я считаю, что родился 22 марта 1895 года, а энциклопедия считает, что 21-го. Она энциклопедия и ей видней».

Итак, в конце XIX века в Одессе в еврейском семье Вайсбейн родился мальчик, и назвали его Лейзер. Вы спросите, кто такой Лейзер и кто такие Вайсбейн? Так я вам и отвечу – это и есть Леонид Утесов.

Отец будущей знаменитости Осип Калманович и его мать Малка Моисеевна хотели, чтобы все их дети стали уважаемыми людьми. Маленький Ледечка, Ледя, так называли красавца-мальчугана родные, был зачинщиком всех ребячьих боёв в тогдашней Южной Пальмире. Причём у него всегда водились мелкие деньги непонятного происхождения. Поэтому родители хотели дать мальчику хорошее образование и отдали его в коммерческое училище Генриха Файга, что находилось на углу Торговой и Елизаветинской (сейчас здесь располагается Ришельевский лицей). Это учебное заведение славилось далеко за пределами Российской империи, закончить его, и получить диплом было большой честью.

Однако бунтарский дух не оставлял подростка. В 6-м классе Лейзер Вайсбейн был отчислен. Не дожидаясь родительской кары, он уехал из города с бродячим цирком Бороданова, гастролировавшего по Малороссии. Именно в этот день и началась артистическая карьера нашего земляка…

Если имя Леонида Утесова знакомо практически каждому на постсоветском пространстве, то его дочь Эдит всегда находилась в тени своего знаменитого отца. Эдит (или по-домашнему Дита) Леонидовна Утесова унаследовала артистический талант своих родителей, её мать Елена Ленская тоже была актрисой.

Несмотря на своё «хулиганское прошлое» Леонид Осипович уделял большое внимание образованию Диты, которое она получала дома. Она знала французский, английский и еще некоторые иностранные языки, что потом помогло ей в работе. Певица закончила школу-студию при театре Вахтангова. Отец взял её к себе в оркестр, и в конце 1933 года Эдит впервые выступила вместе с Леонидом Утесовым, а в 1936 году - сыграла главную роль в музыкальном спектакле «Темное пятно» на музыку Исаака Дунаевского. Многие знают их знаменитый песни «Все хорошо, прекрасная маркиза» или «Му-му» («Ты не просто съела цветы...»), «Бомбардировщики» («Мы летим, ковыляя во мгле…»), которые на сегодняшний день являются классикой.

Память о Леониде Утесове жива и сегодня, а его с хрипотцой голос и сегодня притягивает своим неповторимым тембром. Многие до сих пор напевают песни «В землянке», «Одессит Мишка», «Песня старого извозчика» и т.д.

 

Где бы ни находился Леонид Утесов, он не забывал свой родной город и всегда рассказывал об Одессе с нежностью и любовью.

Леонид Утесов как-то в своей зарисовке «Спасибо сердце!» сказал: «…А знаете ли вы, что такое Одесса? Нет, вы не знаете, что такое Одесса! Много есть на свете городов, но такого прекрасного нет. Посмотрите на Одессу с моря. Рай! Посмотрите с берега! То же самое. Да что говорить! Когда одесситы хотят сказать, что кому то хорошо живётся, они говорят: «Он живёт, как бог, в Одессе»… Вот что такое Одесса! Вы думаете, Одесса одна? Нет. Одесс несколько. Это нечто вроде федерации. Центр — одно. Молдаванка — другое. Пересыпь — третье. Слободка — четвертое. Есть ещё Бугаевка, Ближние Мельницы, Дальние Мельницы и т.д. Но это уже маленькие «автономные области». Центр — это самые лучшие здания, магазины, лучшая одежда и не лучшие люди. Конечно, нет правил без исключения, и здесь тоже попадаются хорошие люди…».

Леонид Утесов был безумно влюблен в Одессу, и даже утверждал: «Что хотите можете со мной делать, а я всё равно буду кричать: «Одесса — лучший город в мире!» Вы скажете: «Подумаешь, какой одесский Галилей нашёлся!» А я всё равно кричу: «Одесса — лучший город в мире!».

И пусть многие говорят, что наш земляк был сильно обижен на Одессу, это совсем не так. Во всяком случае, он опроверг это в своём обращении к одесситам, записанное его племянниками в январе 1982 года:

«Друзья мои одесситы! Мои земляки, море родное под голубым небом! Как я хочу стоять на сцене перед вами! Видеть ваши глаза, тепло улыбок, радость в глазах по поводу нашей встречи. Как был бы я счастлив… И, думаю, доставил бы вам радость, во всяком случае, хотел бы этого всем сердцем. Вот я сижу сейчас и вспоминаю: целая жизнь прошла, огромная жизнь, как туман… Были и успех, и мечты, и волнения. Были падения, неудачи сменяли удачи. Сейчас вспоминаю, радуюсь и плачу, плачу. Не вижу вас, мою дорогую мне Одессу. Этих близких мне улиц не вижу, этой дороги, по которой ходил в школу. От этого огромная тоска. Я помню, когда уезжал из Одессы, написал такое стихотворение: Прощай, прощай, Одесса-мама! Мне не забыть твой чудный вид! Как море Черное упрямо Волнами бьет о твой гранит… Твоих садов и парков гамма, Где юность вся моя текла. Прощай, прощай, Одесса-мама, Спасибо, что меня ты родила. Я говорю: «Одесса-мама». Так о ней мы говорили в детстве. Мы ощущали Одессу как родную мать. Я думаю, что и вы ее так ощущаете, потому что Одесса была мамой, есть и будет нашей мамой. Прощай, прощай, Одесса-мама! Может, мы с тобой когда-нибудь встретимся. Привет вам, дорогие одесситы! Всего вам хорошего, самого доброго! Пусть над вами будет всегда голубое, спокойное и мирное небо! Всегда ваш, Ледя Утесов».

Вот некоторые зарисовки о родном городе Леонида Утесова.

«Ах, Одесса, моя ненаглядная!»

 Знаете ли вы, что такое Одесса? Нет, вы не знаете, что такое Одесса! Много есть на свете городов, но такого больше нет. Посмотрите с берега! То же самое. Да что говорить!

Когда одесситы хотят сказать, что кому-то хорошо живётся, они говорят: «Он живёт, как бог в Одессе». А попробуйте сказать в Одессе: «Он живёт, как бог в Нью-Йорке», вас отправят в сумасшедший дом. Вот что такое Одесса! Пройдитесь по городу: Вам нужен театр? Он всюду, Бесплатный, веселый, жизнерадостный и своеобразный. Театры — оперный, драматический и всякий другой — не в счет. Там — за деньги. Нет, другой. Подлинная жизнь — вот это театр. Первая картина — порт. В Одессе говорят: Одесса — это порт, а порт — это Одесса».

Ах, Одесса — жемчужина у моря…

Одесса — город, в котором есть все, где соединяется несоединимое. Где степь встречается с морем –– и воздух чист и свеж. Где небо ярче, небеса синей. Где живут люди веселые и остроумные, жизнерадосные и неунывающие. В двухсотвосьмилетней истории Южной Пальмиры — богатейшие многонациональные, культурные, экономические, морские традиции.

Процветанию этого прекрасного южного города содействовали такие великие, известные всему миру, градоначальники — адмирал де Рибас, французский герцог Дюк де Ришелье, российский граф Воронцов, граф Ланжерон, грек Григорий Маразли… У каждого из них в послужном списке — множество славных дел во благо города и его жителей. Кроме того, Одесса — крупнейший торговый и морской порт. Один из основных промышленных центров Украины. Известная здравница, туристический город-курорт. Об этой «жемчужине у моря» слагали песни и легенды. Ей посвещали свои творения знаменитые люди: и одесситы, и гости города: Пушкин, Мицкевич, Куприн, Марк Твен, Шалом Алейхем… Здесь жили и творили: Леонид Утесов, Илья Ильф, Исак Бабель… Всех, пожалуй, не перечесть. Каждый, хотя бы один раз побывав в Одессе, увозит в своем сердце ее частичку, надеясь когда-нибудь обязательно вернуться в город на берегу самого синего в мире Черного моря.

Леонид Утесов: «Спасибо, сердце!»

«У каждого хорошего города должно быть свое лицо. Если у города нет своего лица — это не город. А знаете, как можно определить, есть ли у города свое лицо? Не знаете? Так я вам скажу. Вы приехали в город впервые, а вам кажется, что вы уже здесь бывали, — значит, у города нет своего лица, он похож на многие другие. Я мог бы вам назвать такие города, но не стоит — жители обидятся. Они любят свой город независимо от его облика.

Разве можно не любить мать за то, что она не красавица? Мать любят за то, что она мать. Город — за то, что в нем прошла прекрасная пора детства и юности. Если бы Одесса была не самым лучшим городом в мире, разве я не любил бы ее? Может быть, немножко меньше, но любил. А так как она все таки самый лучший город, то сами понимаете…

А знаете ли вы, что такое Одесса? Нет, вы не знаете, что такое Одесса! Много есть на свете городов, но такого прекрасного нет. Посмотрите на Одессу с моря. Рай! Посмотрите с берега! То же самое. Да что говорить! Когда одесситы хотят сказать, что кому то хорошо живется, они говорят: «Он живет, как бог, в Одессе». А попробуйте сказать в Одессе: «Он живет, как бог, допустим, в Нью Йорке». Вас поднимут на смех или отправят в сумасшедший дом. Вот что такое Одесса! Вы думаете, Одесса одна? Нет. Одесс несколько. Это нечто вроде федерации. Центр — одно. Молдаванка — другое. Пересыпь — третье. Слободка — четвертое. Есть ещё Бугаевка, Ближние ми Дальние Мельницы. Но это уже маленькие «автономные области».

Центр — это самые лучшие здания, магазины, лучшая одежда и не лучшие люди. Конечно, нет правил без исключения, и здесь тоже попадаются хорошие люди. Здесь есть настоящая интеллигенция, мечтающая о правде и справедливости. Врачи, инженеры, адвокаты, художники, студенты. Нужна революция, думают они. Банкиры, торговцы, чиновники-«реалисты», — у них мысль иная: — Что с этого можно иметь?

Есть ещё аристократия. Всякие Ралли, Маразли, Радоконаки, Анатра. Это — дворцы, особняки, виллы. Только не подумайте, что они ведут свой «знатный род» от аристократических предков. Их предки были контрабандистами. От турецких берегов на шаландах везли они контрабанду к берегам Одессы. Они первые «освоили» знаменитые одесские катакомбы. Это были усатые степенные греки, вертлявые итальянцы — смелые и предприимчивые люди, копившие богатства для своих хлипких потомков. Потомки построили дворцы и ведут легкомысленный образ жизни, расшвыривая в риске игры добытое предками. Молдаванка прямая противоположность центру. Здесь ютится беднота.

В годы реакции люди отсюда бегут, куда бы вы думали? — В Нью Йорк. На меньшее люди с Молдаванки не соглашаются. Описывать Молдаванку — это повторять Бабеля. Получится то же самое, только хуже».