Тайны крепости Измаил

05.12.2017
19570
Тайны крепости Измаил

Самая старейшая часть Измаила - Крепость. «Она не сохранилась», «сравняли с землей», «осталась только мечеть-диорама» - одни и те же фразы слышны десятилетиями от тех, кто по роду службы призван нести в массы исторические знания.

А раз ничего не осталось - то и к чему исследовать, копать, демонстрировать? Вот и показывают нам то, что когда-то было подготовлено к показу.

Но это вовсе не значит, что в Крепости нечего показывать. Нежелание чиновников от истории развивать туристическую составляющую, к счастью, перекрывается энтузиазмом местных краеведов-любителей. И они в один голос уверяют - в крепости есть что посмотреть.

Турецкий подземный ход существует!

В июле 2007 г. небольшой провал в грунте в районе городского пляжа был показан археологу Игорю Сапожникову, доктору исторических наук, сотруднику отдела археологии Северо-Западного Причерноморья института археологии НАНУ, который прибыл в Измаил для проведения раскопок фундамента минарета сохранившегося здания турецкой мечети 16 века.

Во время осмотра появилось предположение, что это, возможно, часть турецкого водовода. Оно было основано на том, что шурфовка, проведённая местными любителями истории, показала, что в глубь крепости ход не идёт. В тоже время нельзя было исключать вариант, что на ход тогда просто не наткнулись. Ввиду отсутствия государственного финансирования проведение официальных раскопок было отложено на неопределённое время. Одновременно И.Сапожников высказал просьбу о принятии всяческих мер по сохранности данного объекта.

В «Отчёте об охранных раскопках Измаильской крепости в 2006 году» И.Сапожников указал, что «…елизаветградский купец и по совместительству шпион Е.К.Клёнов, который в середине января 1796 г. побывал в Измаиле, в своём секретном донесении сообщил такую важную информацию о состоянии крепости: «12-го (января) прибыл я в Измаил и явился к Решет-бею, которому препоручено строение сего города…От знакомых своих я узнал, что в Измаиле выкопано три потаенных колодезя: один внутри каменной батареи, что на берегу (в юго-западном углу крепости), и два близ валу. Вода трубами проведена из Дуная. Оные колодцы сделаны на случай осады…»

В сентябре 2007 г. президентом благотворительного фонда «Крепость Измаил» Александром Сериковым было написано письмо на имя городского головы Георгия Дубенкоо наличии двух старых турецких колодцев в крепости и турецком водоводе в районе пляжа. В ответе, подготовленном начальником отдела культуры Татьяной Репкиной и подписанном городским головой, было обещано: «Исследование остатков кирпичного сводчатого водопровода (предположительно турецкого) будет включено в программу музеефикации территории бывшей крепости Измаил».

Тогда же активисты фонда приняли меры от дальнейшего провала участка подземного хода, который находился рядом с наезженной грунтовой дорогой, проходящей вдоль берега реки. Были установлены доски, укрытые целлофановой плёнкой, укреплены сверху булыжником и присыпаны небольшим слоем грунта.

Понятно, что «музеефикация» так и осталась «музееФИКЦИЕЙ».

А спустя полтора года при осмотре территории крепости выявилось, что на укреплённый досками участок подземного хода наехал грузовик, в результате чего провал существенно увеличился.

Об этом сообщили в отдел культуры горисполкома. Представители власти совместно с сотрудниками мемориального парка-музея «Крепость» трижды осматривали провал - в феврале и мае 2009 года. Но только через восемь месяцев, в октябре 2009 г., два провала, наконец, засыпали песком...

В августе 2013 г. по просьбе уроженца Измаила Константина Дюльгерова, выступившего в роли инвестора, городскими властями было приято решение о благоустройстве прибрежной части территории крепости с разбивкой парковой зоны и оборудованием пешеходной дорожки вдоль берега Дуная. Александр Сериков лично предупредил городского голову, инвестора и руководителя фирмы-подрядчика о возможном разрушении турецкого подземного хода. Было достигнуто негласное соглашение, что представители благотворительного фонда будут постоянно наблюдать за ходом выполнения земляных работ, дабы своевременно предупредить разрушение хода. При этом, опять-таки, никакого контроля за ходом проведения земляных работ со стороны сотрудников городского отдела культуры или МПМ «Крепость», как утверждают активисты, ими замечено не было...

Земялные работы в Крепости были остановлены сразу же, как техника наткнулась на ход и возникла опасность его полного уничтожения. С помощью активистов фонда «Крепость Измаил» были проведены раскопки и очистка сохранившейся части подземного хода от бытового мусора, обломков строительных материалов и песка, которым был засыпан ход. О наличии подземного хода и работах по его расчистке было немедленно сообщено городскому голове.

В ходе этих работ было установлено, что ход сориентирован с юга на север, расположен в 160 метрах к востоку от здания старинной мечети (диорама) и имеет следующие особенности:
- протяжённость провала с севера на юг - 150 см; 
- ширина прохода у основания боковых стен - 90 см;
- ширина прохода у верхней части окончания боковых стен - 95 см;
- высота боковых стен - 110 см;
- боковые стены выполнены из крупного серого булыжника и сланца на известковом растворе;
- арочный свод изготовлен из типичного турецкого кирпича, размером 27-28 см х 14-15 см х 4-5 см, поставленного вертикально и скреплённого известковым раствором; видны следы волокон деревянной опалубки, что позволяет предположить о сооружении подземного хода открытым способом с последующей засыпкой грунтом.

В подземном ходе пол был глиняный. Отсутствие каменного или кирпичного пола, остатков каких-либо керамических труб позволяет предположить, что данное подземное сооружение не предназначалось для подачи воды из Дуная. Поверх арочного кирпичного свода размещены крупные камни из булыжника, вероятно для придачи своду большей прочности.

Был расчищен и второй провал со следующими размерами:
- протяжённость провала с севера на юг - 110 см;
- высота боковых каменных стен - 90 см;
- ширина прохода - 100 см;
- максимальная высота арочного кирпичного свода относительно верхнего окончания каменных боковых стен - 35 см.

В направлении Дуная ход немного понижается и его боковые стены не просматриваются; у хода отсутствует верхний арочный свод (вероятно, уничтожен при проведении работ по благоустройству городского пляжа в советское время), что пока не позволяет определить протяжённость хода в сторону реки, его вход и предназначение.

Всего между двумя провалами был вскрыт участок подземного хода длиной 6,60 м.

В ходе расчистки (в том числе с использованием металлодетектора) были найдены два чугунных ядра диаметром 150 мм и 50 мм, осколки фарфоровой и керамической посуды, обломок курительной трубки, наконечник скифской стрелы, несколько турецких и российских медных монет, две свинцовые пули 17-18 вв., несколько железных кованных гвоздей различного размера.

Наличие округлой мусорной ямы, через которую частично прошёл подземный ход, зацепив примерно половину диаметра, а также найденные монеты с большим разносом по временному пространству, позволяет предположить, что подземный ход строился открытым способом, и, возможно, после событий декабря 1790 г.

Сам ход идет в северном направлении (к монастырю), примерно в сторону колокольни Николаевской церкви. Вполне вероятно, что у него есть боковые галереи, но проверить эту гипотезу не взялись.

Дальнейшая расчистка и исследование хода в северном направлении не проводились ввиду необходимости консервации хода для дальнейшего исследования и возможной музеефикации. Провалы закрыли бетонными плитами и укрепили грунтом.

Одновременно в 60-ти метрах к востоку от участка подземного хода при планировке террасы был обнаружен каменный фундамент старинного здания размером 16 на 6 метров. Наличие вперемешку турецкого и российского кирпича с клеймами изготовления - «И.1841», «ИЗМ.50», «ИЗМ.52» позволило предположить период постройки здания серединой XIX в. Была выдвинута рабочая версия предназначения здания - хранилище, расположенное под земляным крепостным валом, уничтоженное частично при разрушении крепости в 1856 г. и, окончательно, в советский период.

Версия окончательного уничтожения остатков зданий бывшей крепости в советский период подтверждается фактами планировки городского пляжа с изменением существовавшего рельефа местности, строительством артезианских скважин и технических сооружений ПУВКХ, рытьём многочисленных траншей во всех направлениях для прокладки труб, электрокабеля. При проведении бесед с сотрудниками ПУВКХ, выяснено, что схем закладки труб и электрокабеля, конкретного направления и глубины закладки нет - имеется только приблизительное представление, что это «где-то здесь». К тому же обнаружено много мест насыпей привозного грунта и мусора, оборудования технических сооружений пограничной зоны.

Таким образом, говорить о сохранённом культурном слое в «старой крепости» нельзя - там всё уже «перепахано» в советский период. При более глубоком «снятии» грунта местами просматриваются многочисленные мусорные ямы, туалеты, а также, ближе к водосбрасывающему коллектору ПУВКХ, - остатки деревянного частокола (около 20 следов установки брёвен, частичек сгнившего дерева диаметром до 20 см), установленного под углом к береговой линии...

 

 

Подписывайся на нас в Telegram

Новости дня

Читайте еще

История пляжа Ланжерон
На Ланжероне сегодня едва ли осталось что-то из тех давних времен. Лишь Ланжероновская арка, сквозь которую мчатся машины, спускаясь к набережной, напоминает о даче Александра Ланжерона - градоначальника Одессы в 1816-1820 годах....
11.04.2024
323
Обзор приятной кофейни «БИСКВИТ» на проспекте Шевченко
Первое впечатление: Какой яркий кофейный аромат! Чашечка кофе то что нужно в дождливую погоду Оформление интерьера простое и лаконичное в европейском стиле с деталями бирюзового цвета. Кованые ножки кофейных столиков напоминают об...
22.04.2023
5884
По рейтингу Укрзалізниці Одесский вокзал - лучший в Украине
По рейтингу «Укрзалізниці», составленному по отзывам пассажиров,Одесский вокзал - лучший в Украине. Кроме вокзала в пятерку лучших вошли также два поезда из Одессы. Как сообщает издание «Пассажирский транспорт», несколько месяцев назад «Укрзализныця»...
01.07.2022
1422
Замечательная Одесса: Дерибасовская – любимая улица любимого города
Дерибасовская улица в Одессе – это самое сердце города. Как только на неё ступает нога гостя,  начинается неимоверное. Ведь не в каждом городе главная мостовая построена из уникальных лавовых плит  из вулкана...
30.06.2022
1528

Новости партнеров

Вверх