Шёл шестой день кинофестиваля: Лето, Пятая терапия, Реквием по госпоже Й, Люмьеры и Бойс
Шестой день VIII Международного кинофестиваля был весьма и весьма насыщенный: конкурсные показы, премьеры, творческие встречи и дискуссии.
По традиции начнём наш фестивальный дневник с Международной конкурсной программы. Свою чёрную комедию «Реквием по госпоже Й», премьера которой состоялась кинофестивале в Берлине в этом году, представил сербский режиссёр Боян Вулетич.
Главная героиня фильма – госпожа Й, уставшая от жизни, решает покончить со своим бренным существованием. Всё тщательно спланировала, однако ей это не удаётся – в стране, где проходит социальная трансформация, осуществить подобное довольно-таки сложно – жить трудно и умереть невозможно. Боян Вулетич признался, что главной идея картины – показать миры двух разных поколений: родителей и детей. «Они хоть и живут вместе, однако все конфликты, возникающие между ними начинаются во время их ежедневных встреч и разговоров, - рассказывает кинематографист. - Главная тема фильма – отсутствие в современной сербской семьи коммуникации между поколениями».
Вторым в этот день зритель увидел испанскую киноленту «Лето 1993» режиссёра Клары Симон. В этом году данная работа получила на Берлинском кинофестивале Приз за лучший дебют.
События в картине разворачиваются летом 1993 года и рассказывают о судьбе 6-летней Фриды, родители которой умерли, и она осталась на попечении своего дяди и его семьи. Маленькой девочке теперь приходиться приспосабливаться к новым обстоятельствам и обязанностям.
Клара Симон сказала, что дня неё важно было воссоздать реальную жизнь, реальные события и реальную судьбу через детские воспоминания. А удалось ли ей это сделать – решать зрителю.
В Национальном конкурсе публика осталась в восторге от просмотра фильма «Стремглав» режиссёра Марины Степанской. Это дебют кинематографиста в «полном метре», до этого Марина активно снимала короткометражные.
События в картине происходят в Киеве, а главные её герои – музыкант-вундеркинд Антон и девушка Катя. Оба они в столь непростой для Украины час ищут себя и надеются найти своё место в этом мире. По словам Марины Степанской, сценарий писали целый год, а сама картина рассказывает о ней самой и её друзьях. Продюсер фильма Владимир Филиппов сообщил, что в прокат кинолента выйдет 9 ноября и будут показана в 50 кинотеатрах нашей страны.
В первой части Национальной конкурсе короткометражных фильмов демонстрировались шесть картин. Короткометражки «Нет!Нет!Нет!» режиссёра Николая Родного), «Ленинопад» режиссёра Светланы Шимко) рассказывают о событиях в современной Украины и с использованием кинохроники разных лет. Фильмы «А вы любите Держпром?» режиссёров Виктории Белявской и Лизы Кузнецовой, а также снятая кинокартина на мобильный «Завтра ты обязательно поправишься» режиссёра Станислава Битюцкого повествуют об общественном сознании украинца, живущего здесь, сейчас и вчера.
В короткометражке «MERRY-GO-ROUND» режиссёра Игоря Подольчака зритель видит ироническую ностальгию настоящему искусству. А вот фильм «Временно» режиссёра Оксаны Карпович повествует о жизни бывших граждан СССР в Канаде, об их неустроенности ни на родине, ни на чужбине. Поэтому пребывание их в чужой стране под сомнением.
Конкурс европейского документального кино продолжила картина «Бойс» режиссёра Андреса Фаеля. Данная работа рассказывает о немецком художнике и главном теоретике постмодернизма Йозефе Бойсе, чьи перформансы приводили публику в шок, ужас и в восторг одновременно. В фильме также повествуют о том, что самолёт Йозефа Бойса во время Второй мировой войны был сбит над Крымом. Ему чудом удалось спасти и его выходили местные татары. Именно встреча с ними повлияла на судьбу художника.
В рамках секции «Специальные показы» большая творческая группа представила фильм «Пятая терапия» режиссёра Алисы Павловской. Кинокартина сняла по серии новелл Стаса Домбровского, который в своё время был криминальным элементом и наркоманом. Писатель сумел побороть свои недостатки и найти своё призвание.
После просмотра прошёл аукцион, во время которого с молотка ушла книга Стаса Бомбровского, а вырученные деньги пойдут в Фонд бывших наркозависимых.
Удивительно содержательно и интересно прошли творческие встречи с членами конкурсных программ - кинокритиком Шарлем Тессоном и режиссёр Тудором Джурджу.
Молодым начинающим кинематографистам было интересно узнать от арт-директора параллельной секции «Неделя критики» Каннского международного кинофестиваля Шарля Тессона о том, как возникла идея организовать специальную программу на столь престижном кинофесте. Как рассказывает критик, в 60-хгодах прошлого века для участия в конкурсную программу не допускались работы начинающих режиссёров. Поэтому Французская ассоциация критиков решила, что молодому кино просто необходимо попасть в Канны на фестиваль на Канны. Вот и была основана «Неделя критиков».
Кроме того Шарль Тессон убеждён, что любой фильм не может существовать без критики, поскольку без неё жизнь киноленты весьма коротка. «Критики тоже участвуют в написании истории кино. Мы получаем информацию в основном о сценариях. Но мне не нравиться читать, я люблю смотреть фильмы. И лучше для меня, когда я ничего не знаю о режиссёре и мне неизвестен сюжет. Я люблю знакомиться с самим фильмом, - говорит Шарль Тессон. – Именно так и происходит диалог между зрителем, самой кинолентой и фильмом и кинематографистом».
Когда свою деятельность начинал член Европейской киноакадемии, основатель и президент Международного кинофестиваля в Трансильвании Тудор Джурджу в Румынии фильмов не существовало. В то время несколько человек, возглавлявшие государственные киностудии, стали его преподавателями, которые посоветовали мне уехать из страны и там снимать кино, потому что на тот момент румынским кинематографистам запрещали снимать фильмы. Поэтому Тудор поехал за границу и чуть позже вместе с единомышленника создать в родной стране кинофестиваль в Трансильвании. «Тогда в 2002 году, в Румынии, ничего подобного не было, - вспоминает Тудор Джордж. - Я хотел делать художественные фильмы, а у молодого поколения не имелось доступа к финансированию. Я поехал границу, чтобы участвовать в питчингах, форумах, фестивалях. Там встречался разными продюсерами, привлекая их к финансированию наших фильмов. Так появился опыт и возможность снимать кино».
Шестой день фестиваля ознаменовался допремьерным показом военной драмы режиссёра Кристофера Нолана «Дюнкер». Фильм основан на событиях Дюнкеркской операции - эвакуации морем английских, французских и бельгийских частей, блокированных у города Дюнкерк немецкими войсками после битвы в 1940 году. Сильная, хорошо сделанная работа, раскрывает одну из тяжёлых страниц Второй мировой войны. Уже сегодня эта картина выходит в широкий прокат. Спешите в кинотеатры всей семьёй – взрослым, детям и молодёжи будет полезно узнать эту реальную историю.
Завершились просмотры шестого фестивального дня подборкой 100 черно-белых короткометражных фильмов, объединённых под общим названием «Люмьеры!».
Спешим проанонсировать одно из важных событий на ОМКФ – сегодня 20 июля в 21 час в кинотеатре «Родина» состоится премьера фильма «Кроткая». Картину зрителю представят режиссёр картины Сергей Лозница и народная любимица Лия Ахеджакова. Об этом подробнее мы расскажем в следующий раз.