После инцидента в Одессе, YanAir может лишиться сертификата перевозчика
Инцидент с самолетом авиакомпании YanAir, случившийся в одесском аэропорту утром 23 июня этого года, поднял шквал негодования одесситов по поводу технического состояния воздушных судов, которые совершают чартерные рейсы за границу.
Стоит отметить, что не всегда задержки связаны с неисправностями, в регулярность авиасообщения вклиниваются и логистические проблемы туроператоров, но львиная доля задержек все-таки ложится на техническое состояние самолетов.
В тот же день, 23 июня, авиакомпания «ЯнЭйр» попала в еще одну — аналогичную неприятную ситуацию. Ее Boeing737-4В7 с регистрационным номером UR-COI должен был совершить регулярный рейс по маршруту Харьков – Батуми. С часовым опозданием, в 17:18, самолет оторвался от харьковской «взлетки», взяв курс на столицу Аджарии. Через 15 минут, находясь в наборе высоты, экипаж резко изменил курс в сторону Киева, а затем начал энергичное снижение. По одной из версий, на высоте около 6 тысяч метров произошла разгерметизация салона, по другой – система наддува и поддержания давления изначально не работала. В тот же момент произошло выпадение кислородных масок пассажирам, что по всей видимости, спасло им жизни. Непонятно, произошло ли выпадение масок благодаря автоматической системе, отслеживающей параметры давления в салоне, либо экипаж принудительно задействовал эту систему спасения.
Однако известно, что снизившись до высоты три тысячи метров, командир воздушного судна принял решение не вырабатывать топливо в зоне ожидания, а совершить посадку в Киеве(Жуляны), где и приземлился в 18:21.
Через несколько часов стало известно, что Национальное бюро по расследованию авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами (НБРГА) начало расследование этого случая. Но остается загадкой, почему такая авторитетная организация обратила внимание только на харьковское происшествие, оставив без внимания одесское. Ведь два этих инцидента, случившихся в один день, похожи друг на друга почти, как две капли воды.
Глава комиссии авиации общего назначени Общественного совета при Госавиаслужбе, одесский авиатор Вадим Громов заявил, что, если подтвердятся системные нарушения поддержания летной годности самолетов авиакомпании, то «ЯнЭйр» рискует лишиться сертификата эксплуатанта, дающего ей право осуществлять пассажирские авиаперевозки.
«Восстановить его непросто, однако после устранения всех замечаний возможно. Но еще сложнее будет восстановить репутацию добросовестного перевозчика среди украинцев», — отметил Вадим Громов.
Вообще, тема технического обслуживания самолетов гражданской авиации достаточно закрыта и такие сведения никем и никогда не разглашаются. Это одна из так называемых корпоративных тайн всех перевозчиков. В самом деле, зачем потенциальным пассажирам знать на какие процедуры регламентных работ руководство той или иной авиакомпании не выделило деньги из своего бюджета?
Грубо говоря, самолет каждый день нуждается в обслуживании. Если постоянно оттягивать проведение этих мероприятий, то наступает момент, когда техника начинает отказывать, причем этот процесс идет лавинообразно. Специалисты утверждают, что есть еще одна закономерность – чем старше воздушное судно, тем чаще и скурпулезнее они должны проводиться.
Например, герой одесского инцидента – «ЯнЭйровский» борт UR-COG имеет неисправную вспомогательную силовую установку и еще более двух десятков других неисправностей, отмеченных в бортовом журнале, но никто не спешит их устранять, ибо связано это с большими финансовыми расходами.
Государственные институты, контролирующие отрасль авиаперевозок, не могут получить такую информацию без особых причин, а значит Государственная авиаслужба Украины должна выработать процедуру, при которой авиакомпании отчитывались бы о состоянии своей техники, возможно даже через Общественный совет Госавиаслужбы.