Дальше — ремонт — это тоже проблема хозяина. К примеру, колесо на «Богдан» одно стоит 5 тысяч гривен. Всего — шесть колес. Пробег — 1-2 года... Летит сцепление — это 7 тысяч гривен. Пневмоподвески — также не дешёвое удовольствие. Регулярно летит. И далее по мелочам... А если большой ремонт? Оригинальные запчасти — неподъёмные по цене. Брать Китай — выйдет дороже. Хозяева ищут турецкие... Это головная боль...
048: Ну автобусы, судя по внешнему виду, лепят из чего возможно.
Сергей: Новый «Богдан» стоит 53 тысячи долларов. Его окупить невозможно даже по 20 гривен за проезд. Раньше их брали в лизинг. Уже несколько лет это невозможно. Что остаётся? Брать на «вторичке», за 20-25 тысяч долларов. Люди по 7 лет его окупить не могут. Вот поэтому и встречаются такие автобусы. Да, есть в гаражах — такие себе. Но сейчас не хватает водителей и хозяева гаражей, чтобы меньше тратить денег, привлекают больше хозяев нескольких автобусов. Ведь амортизация, ремонт и топливо — это их проблемы. А гараж забирает примерно 50 процентов всего заработка. Просто так, ни за что. При этом часто в такой гараж заехать невозможно — ямы и болото по колено.
Для сравнения, в 90-е годы мы платили бандитам 10%, а сейчас «не бандиты» забирают 50%.
Сергей: Совершенно верно. И подорожание проезда денег водителям или хозяевам маршруток ничего не принесёт... Доллар дорожает, следом за ним топливо, запчасти и т.д. А гараж с воздуха будет получать больше.
048: Эту аренду уже увеличили?
Сергей: Нет, но это пока. Обязательно увеличат.
048: Сергей, Вы сказали, что автобусы простаивают, нет водителей. Никто не хочет идти работать?
Сергей: Дело в том, что несколько лет назад водители массово уехали в Польшу на аналогичную работу. А остались те, кто не может бросить семью или, там, другие обстоятельства. Всё наложилось одно на другое. Сейчас процентов 30 автобусов простаивает. Любой водитель может прийти и получить работу.
048: Официально водителей трудоустраивают?
Сергей: Ну, договор заставляют подписать с гаражом. Ежемесячно расписываемся, что получили 600 гривен, хотя денег никто не даёт. Ну и в пенсионный платим по разному, кто 400, кто 700 гривен. Как они ведут бухгалтерию — мы не знаем.
048: Сколько в день работает водитель?
Сергей: Смотря какие маршруты. От часа до двух рейс и между рейсами отдых. Рабочий день длится 10-12 часов с перерывами. Выходишь в 5, возвращаешься в 12.
048: А как наказывают водителей, на которых пожаловались пассажиры?
Сергей: Заставляют простаивать круг или два. Это очень серьёзный удар по заработку. Без денег остаются и хозяин, и водитель.
048: Мы поняли, что водители рассчитываются с диспетчерами и хозяевами автобусов, а те с гаражами. А какие ещё поборы существуют? Платите ли полиции?
Сергей: Раньше платили. Сейчас нет. Но сейчас полиция требует такого, что на голову не налазит. И если это дуть в трубку — понятно, но иногда доходит до маразма. Вот непогода — оторвался брызговик... Водитель этого не видит до заезда на конечную или в гараж. Его останавливают, и штраф за эксплуатацию технически неисправного транспортного средства. Два таких штрафа в месяц — и отбирают права. Но это ведь понятно, что полиция придирается, а не следит за нарушениями ПДД. Или вот — штрафовали даже водителя за то, что ехал и не был пристёгнут ремнём безопасности. Но это ведь автобус. Там технически не предусмотрен такой ремень. А водитель платит штраф, потому что ссориться с полицией никто не хочет. И так куда ни плюнь.
048: А кто ещё контролирует?
Сергей: Управление транспорта горсовета. Сейчас они вообще взялись жёстко. Смотрят за техническим состоянием.