Одесскому оперному театру — 131 год!
«Одесский театр лучший в мире!», — воскликнул Фердинанд Фельнер (австрийский архитектор мюнхенской школы конца XIX – начала XX веков. Совместно с Германом Гельмером спроектировал и построил около 48 театров во многих городах Центральной и Восточной Европы в стиле ренессанс с элементами барокко), приехав в Одессу по случаю окончания строительства, и вручил городскому голове Григорию Маразли позолоченный ключ от театра.
Этот символический ключ был помещен в металлический ящик и замурован у подножия зеркала на лестнице западного портика театра.
Открытие нового театра состоялось 1 октября 1887 года. Оркестр под управлением одесского композитора Григория Лишина исполнил торжественную кантату, а драматическая труппа первого антрепренера обновленного театра И. Черепенникова показала сцену из драмы Александра Пушкина «Борис Годунов» и третий акт комедии Александра Грибоедова «Горе от ума».
Одесский оперный театр открылся в новом, нынешнем здании. Первый городской театр был сооружен по инициативе градоначальника герцога Дюка де Ришелье и построен по проекту архитектора Тома де Томона. Храм искусства открыли 10 февраля 1810 года.
Белоснежное строение наподобие античного храма вмещало до 800 человек. Император Александр I в 1805 году выдал на постройку первого здания 20 тыс. рублей. Одесса стала третьим городом Российской империи имевшим собственный театр, первыми двумя были Петербург и Москва. Но 31 декабря 1872 года, в ночь на 2 января 1873 года, театр полностью сгорел из-за газового рожка, освещающего часы в ночное время.
Муниципалитет объявил конкурс на проект нового храма искусств, который соответствовал бы последнему слову театральной техники и стал бы равным лучшим европейским образцам. В результате строительство было поручено венским архитекторам Фердинанду Фельнеру и Герману Гельмеру, которые уже создали театры в Вене, Будапеште и других городах Европы.
Всего они спроектировали около 47 зданий по всей Европе; в этом длинном списке одесский Оперный театр стал 13-м. Образцом для Одесской оперы послужил возведенный четырьмя годами ранее дрезденский театр архитектора Готфрида Земпера с нетрадиционной формой фойе, повторявшей изгиб зрительного зала.
С момента пожара до закладки первого камня в новый фундамент прошло почти 11 лет. Строительство велось подрядным способом из местных материалов. На работы была потрачена колоссальная по тем временам сумма — 1,5 миллиона рублей. Естественно, такие затраты общество воспринимало неоднозначно, и в газетах зачастую появлялись весьма нелестные статьи с предложениями, куда бы лучше направить эти деньги. Однако театр был сдан в обусловленный контрактом срок. Это было первое в Новороссийском крае здание, оснащенное электричеством и паровым отоплением.
До 1919 года театр существовал как частное зрелищное учреждение, управлявшееся антрепренерами. Спустя 4 года после открытия нового здания антрепризу возглавил артист Императорских театров И.Н. Греков. Уже спустя год он решил включить в репертуар русскую оперу, и к постановке начали готовить «Демона» Антона Рубинштейна, а также «Пиковую даму» Петра Чайковского. Чайковский приезжал в Одессу и на репетициях давал советы исполнителям главных партий и дирижеру Н.Б. Эммануэлю.
После Октябрьской революции одесский театр стал государственным, а в 1926 году получил статус академического. В те годы на сцене блистали бас Александр Пирогов, бас-кантанте Платон Цесевич, драматический тенор Юрий Кипоренко-Даманский, лирико-драматический тенор Иван Алчевский, «украинский Шаляпин» Иван Паторжинский, лирико-драматическое сопрано Мария Литвиненко-Вольгемут и другие.
В репертуар входили «Руслан и Людмила» Михаила Глинки, «Русалка» Александра Даргомыжского, «Князь Игорь» Александра Бородина, «Пиковая дама» и «Мазепа» Петра Чайковского, «Аида» Джузеппе Верди, «Фауст» Шарля Гуно и «Кармен» Жоржа Бизе.
Последняя реставрация здания Оперного театра проводилась с 1997 по 2007 год. В 2007 году, в день открытия после реконструкции, Одесский академический театр оперы и балета был удостоен статуса «Национальный».