Одесский священник-волонтёр УПЦ КП об автокефалии, жизни церкви и МП
На днях произошло долгожданное для Украины событие — Константинопольский патриархат открыл путь к предоставлению нашей церкви автокефалии. Настоятель Покровского храма в Одессе УПЦ (КП) известный священник и волонтер протоиерей Александр Филиппов пояснил, чем живет его церковь, кардинально отличаясь от московской, и какие преграды нас ожидают на пути к томосу.
Чем так сильно отличается Киевский патриархат от Московского, есть ли там монахи и святые, как будут передаваться церкви и лавры УПЦ (МП) после установления единой поместной церкви? Об этом корреспондент Украинской Службы Информации пообщался с бывшим российским военным, ныне украинским священником-волонтером отцом Александром Филипповым.
Отец Александр, Украинская православная церковь Киевского патриархата образовалась в 1992 году. Появились ли с того времени в церкви свои святые? Почитает ли УПЦ КП святых Московского патриархата?
Отвечу вначале на первый вопрос. Да, у нас есть свои святые, например Петр Колнышевский. По поводу второго — да, есть общеправославные святые, которых почитают обе наши церкви — например, Сергий Радонежский, Ксения Петербужская, даже Александр Невский, хотя по поводу последнего недавно велись споры. Мы почитаем всех тех святых, которые были канонизированы до прихода советской власти. Так, например, у нас есть храм Серафима Саровского. Понятно, что царская семья сюда не входит.
Кто из святых лично для вас в сегодняшней современной жизни является примером?
Это удел личного благочестия, каждый выбирает своего святого. У меня нет кумиров, скорее я пытаюсь подражать в каждой определенной ситуации одному из святых, чьи примеры из жизни, а не лубочные истории, меня вдохновляют. Есть ситуации, где можно вдохновиться и научиться у того же Александра Невского, а есть у святого Серафима Саровского. Здесь важно не сотворить себе кумиров, очень важно вобрать в себя соборный опыт святых, опыт церкви, как Тела Христова. Ведь в житии святых бывали разные моменты, а каждый из них, не без основания, считал себя великим грешником. Поэтому задача каждого из нас найти рациональное звено из жизни святого и использовать его опыт себе во благо.
Недавно экс-заместитель главы СБУ генерал-майор Виктор Ягун заявил, что священники Московского патриархата внедряются в УПЦ КП, чтобы в будущем расшатать вашу структуру изнутри. Как вы относитесь к подобной конспирологии?
Я в первый раз про такое слышу. Это слишком высокий пилотаж для УПЦ МП.
Назовите основные принципы, по которым Киевский патриархат отличается от Московского?
Самый важный для нас — принцип соборности, когда мнение громады является основополагающим. Именно по такому принципу и возникает новая церковь. В Московском патриархате мнение общины мало кого интересует. В таком случае церковь больше похожа на магазин ритуальных услуг, а не соборное общение. Там все на уровне армейской иерархии, где священники выступают недоступными жрецами. Наша церковь, наоборот, живет жизнью своих прихожан, для нас АТО и украинский язык это не политика, как в Московском патриархате, это жизнь нашего прихода.
Вы ездили в АТО военным капелланом, возите волонтерскую помощь бойцам ВСУ. Является ли человек убийцей, на ваш взгляд, если защищает свой дом?
Надо понимать, что наши священники благословляют не войну, как это говорят в Московском патриархате, а защиту родины. Человек не является убийцей, если защищает свой дом, мать, жену или детей. По правилам церкви, солдаты, прошедшие войну, должны пройти период очищения, но в данном случае защитник родины не является убийцей. Наша церковь будет благословлять и защищать своих стариков, но мы не благословляем, как священники Московского патриархата в "ДНР/ЛНР", на терроризм. Это и есть их духовная шизофрения — говорить, с одной стороны, что мы, священники КП, благословляем войну, а с другой освящать танки террористов и прятать оружие в монастырях. Я считаю, что таких священников вообще не должно быть.
В Одессе какое-то время некоторые православные церкви и монастыри Московского патриархата не поминали за литургией российского патриарха Кирилла — так решила община. Однако, насколько я знаю, это вызвало негативную реакцию со стороны митрополита Агафангела, и все вернулось на круги своя.
Это не решает проблему. В любом случае, Украинская православная церковь МП, согласно Уставу РПЦ, является не "поместной церковью", как заливают в уши прихожанам, а неотъемлемой частью РПЦ. "Автономия" УПЦ МП — это определение, за которым ничего не стоит. И, в любом случае, глава этой церкви, которому священники подчиняются по иерархической лестнице, поминают они его при этом или нет, — патриарх Кирилл.
Недавно бывший священник Киевского патриархата сделал "каминг аут", признавшись в СМИ, что его церковь, став едва уже не "государственной религией", успела нарастить "мышцы", богатые приходы стали продаваться, а священники, перестав отличаться от "московских попов", пересели на крутые иномарки. Что скажете?
Как и у любого социального института, у нас, конечно же, есть свои проблемы. Там, где есть человек, всегда есть проблема. Но для того, чтобы достичь уровня коррупции и финансовой поддержки Московского патриархата, нам "расти и расти". Поживем — увидим, как будут дальше развиваться события. Я отмечу, что наши священники, не в пример московским, зачастую работают на двух работах, чтобы прокормить семью. Так жить сможет далеко не каждый.
Есть информация, что среди украинских священников очень распространен антисемитизм. Это что, правда?
Я лично знаю двух наших священников-евреев. Так что, думаю, вопрос снят.
Сторонники РПЦ часто закидывают Киевскому патриархату, что у вас не работает институт монастырей, нет духовной, монашеской, молитвенной жизни.
Это не правда. В Украине достаточно наших монастырей, например в Киеве их только несколько. Но наши монахи не из средневековья — они помогают сиротам, переселенцам, это монахи-волонтеры, живущие в дне сегодняшнем. Монахи — это духовные воины. При этом нас интересует качество духовной жизни — жители торгового центра Лавры нас не интересуют. Там насельники иконных лавок торгуют пророссийской литературой, антиукраинскими амулетами и оберегами.
По поводу томоса об автокефалии чаще всего обсуждается три сценария: томос подпишут, вопрос отложат и третий вариант — вначале образуют Константинопольскую юрисдикцию, а затем позже дадут автокефалию. Ваш прогноз, как будут дальше развиваться события?
Давать прогнозы дело неблагодарное. Параллельно должен решаться вопрос о недействительности политической анафемы, наложенной Московским патриархатом. Затем, как я думаю, должен пройти собор, на котором выберут главу Украинской поместной церкви.
Что касается Константинопольской юрисдикции, то я не думаю, что это будет решением в сложившейся ситуации. Это появление новой юрисдикции только усилит разобщенность в украинском обществе.
Все православные церкви, в свое время, проходили евхаристическую изоляцию, период становления (у той же РПЦ этот период длился 141 год), и это нормально. Мы тоже потерпим, но у нас не будет этой шизофрении, когда якобы украинские священники благословляют оккупантов Украины.
А вообще, по поводу поместной церкви давайте не будем заглядывать так далеко. У нас может появиться масса проблем на этапе выбора нового предстоятеля. Единственным достойным кандидатом, как я считаю, является нынешний патриарх Филарет, но российская пропаганда потратила не один год и не один миллион долларов для того, чтобы демонизировать его личность. Нужно учесть то, что нет человека, который бы сделал хоть маленькую толику того, что сделал патриарх Филарет для появления в Украине поместной православной церкви.
Что будет дальше с церквями и монастырями Московского патриархата, если нам дадут автокефалию?
Я не знаю ни одного священника Киевского патриархата, призывающего громить храмы УПЦ МП. Я за исключительно мирное решение этого конфликта. Несмотря на то, что наши храмы, в свое время, и грабили, и поджигали, и оскверняли. Украинским священникам часто угрожали расправой. Вы знаете наших священников, призывающих захватить Москву? А я российских, призывающих захватить Киев, знаю, и не одного.
Да, сейчас все поменялось, но я не могу отвечать за все эти противоправные действия активистов. Я всегда говорю — у нас мирный статус, мы молимся на своем языке и нам не нужно чужих храмов.
Дело в том, что не все общины МП являются собственниками своих храмов. Путем создания юридических казусов, например, Одесская епархия вынудила общину переписать свои храмы в собственность епархии, и теперь община не имеет права решать будущее своего храма. Насколько это законно, покажет в будущем. На первом этапе будет просто справедливо переименовать УПЦ (МП) в РПЦ в Украине. Это будет честно и справедливо. И я всегда говорил, что за церковь голосуют ногами: когда на вывеске будет правда — прихожанин сам будет решать, в какую церковь ему зайти. Наше дело говорить «всякую правду», это слова Евангелия.
Досье USIonline: Отец Александр Филиппов родом из Сибири, бывший военный. Почти 20 лет назад переехал в Украину, окончил духовную семинарию и стал священником Украинской православной церкви Киевского патриархата. Отец троих детей, старший сын — морской пехотинец, участник боевых действий. Отец Александр также известный в прошлом блогер; на его страницу pankapellan в "Живом журнале" были подписаны тысячи человек, но ее пришлось удалить, так как она бесконечно блокировалась новым владельцем ЖЖ. Он получил образование психолога, больше 10 лет прослужил в часовне при областном центре профилактики и борьбы со СПИДом. Отец Александр работает преподавателем в МАУП, ездил на Донбасс в качестве капеллана ВСУ, продолжает собирать и передавать помощь украинским солдатам и переселенцам. Сейчас строит Покровскую церковь на поселке Котовского, где недавно уже освятили кресты.