Наслаждение искусством кино: горлица, русалка, демоны и другие
Вот уже семь лет подряд многие одесситы с нетерпением ожидают июля, когда в нашем городе проходит Одесский Международный кинофестиваль. Когда каждый день расписан по минутам. Много фильмов, мастер-классов, творческих и бизнес-встреч, дискуссий, арт-проектов, семинаров, презентаций. Шесть дней остались позади. Чем же запомнился шестой день?
В первую очередь, премьерой украинской драмы «Гнездо горлицы» Тараса Ткаченко. Этот фильм участвует в двух конкурсных программах: национальной и международной. Съемочная группа в лице продюсеров Владимира Филипова и Андрея Суярко, режиссера Тараса Ткаченко, а также актёров Риммы Зюбиной и Александра Сизоненко рассказали, что съемки проходили в течение трёх лет. Его с нетерпением ждали и зрители, критики, и специалисты, ведь в картине поднимается актуальная тема эмиграции.
Съемки фильма проходили в очень живописной деревеньке. Режиссёр Тарас Ткаченко рассказал, что это небольшое село Вышницы Черновицкой области, в нём всего 18 дворов и в 14 из них кто-то уехал на заработки в Италию. Это в основном, женщины, где, несмотря на образование, им приходится тяжело трудится сиделкой, прислугой, домработницей. Другого не дано. Все заработанные деньги они отправляют родным. То же происходит и с главной героиней Дариной.
Без знания итальянского языка она с помощью односельчанки устраивается домработницей в итальянскую семью, где у неё не особо складываются отношения с престарелой хозяйкой.
Тем, кто не успел посмотреть картину большой совет: идите смотрите – не пожалеете. Приятно, что украинские кинематографисты стали снимать добротное хорошее кино, без чернухи и претензий на Голливуд. И поверьте, обычная человеческая судьба героев затронет самые потайные уголки вашей души.
На пресс-конференции режиссёр подробно рассказал о съемках в Генуе, и как им там помогала украинская община. Самое удивительное - женщины-зарабитчанки на свою скромную зарплату содержат не только свои семьи, но и помогают нашим воинам в зоне АТО – они собрали деньги и отправили полностью укомплектованную машину скорой помощи…
Следующая картина конкурса - польский хоррор-мюзикл «Дочери дансинга» Агнешки Смочиньской, который презентовал продюсер Влодзимеж Нидергауз. Это красочная картина, рассказывающая известный миф о русалках в Варшаве 80-х прошло столетия. Здесь соединились легенда и современность. Режиссёр сумела показать атмосферу бурных вечеринок в польских дансинг-клубах.
- Снимать наш фильм было очень сложно технически, – признался на пресс-конференции продюсер Влодзимеж Нидергаус. – Было непросто заставить русалочьи хвосты двигаться натурально, нам потребовалась серьезная анимация, чтобы эти движения получились. Но у нас была отличная команда, поэтому мы со всеми трудностями справились. Клубные сцены мы снимали в одном из культовых в те времена варшавских клубов. Сегодня он уже не функционирует, но нам удалось снять в нем часть эпизодов.
В рамках секции «Специальные показы» была представлена картина «Родные» документалиста Виталия Манского, который попытался показать украинское общество после Революции Достоинства через жизнь членов семьи автора во Львове, Одессе, на Донбассе и в Крыму. В зале присутствовали герои фильма – мама Виталия Манского с членами его семьи.
- Проблема в том, что я всех героев фильма люблю, но не всегда согласен с тем, что они говорят, – сказал режиссёр. - Тяжелее всего было не спорить в процессе съемок.
Украинская ретроспектива «Пределы свободы: независимость по обе стороны экрана» в этот день представила фильм «Шамара» Натальи Андрейченко. Сюжет основан на повести Светланы Василенко о жестокости и власти в образе красивой девушки, которую режиссер однажды прочла в журнале.
- В то время культ силы заменил собой все. Мы хотели показать, что красота, которая должна спасти мир, способна лишить человека здравой критики. Танцующие танки все равно остаются танками, а красивая женщина не всегда олицетворяет собой прекрасное, мир, материнство, – сказала Наталья Андрейченко.
Грузия в этом году представлена драмой «Я не пересекал границу: граница пересекла меня» режиссёра Тома Чагелишвили. Картина участвует в конкурсе европейского документального кино и рассказывает о событиях в Грузии после войны в Осетии, когда российские военные принудительно разделили забором из колючей проволоки целые деревни. Вторая часть показа короткометражных фильмов национального конкурса вызвала большой интерес зрителей.
Во время творческой встречи член жюри международной конкурсной программы продюсер Уберто Пазолини поделился своим опытом работы в киноиндустрии и дал ценные советы молодым кинематографистам.
Вот некоторые фрагменты его речи:
- В англо-саксонской киносфере считается, что продюсер должен был «креативным» и это значит, что свои идеи - экранизации, адаптации, сценарии - он находит сам. Многие продюсеры, к сожалению, начинают в это верить. Если вы хотите быть продюсером, находите в себе щедрость и способность влюбляться в чужие идеи, это сделает вашу жизнь значительно интересней. Исполняйте мечты других и это подарит вам множество историй, которые можно будет рассказывать внукам. Начиная работу, не стоит думать, что она станет прорывом. Лучше подумать о людях. с которыми предстоит работать, с которыми получится построить рабочий диалог и сотрудничество будет приятным. Магия происходит не всегда, в любой момент все может пойти не так, поэтому стоит сосредоточиться на самом процессе, максимально постараться сделать его приятным.
Прошел мастер-класс известного документалиста Марии Разбежкиной на тему «Охота на реальность». Она окончательно развеяла романтику вокруг работы режиссера-документалиста, рассказала о запретах, поведала истории своих студентов и показала отрывки из их работ.
- Телевизионные документалисты работают с первым слоем реальности. Кинематографисты в этом жанре идут дальше, потому что реальность состоит из многих глубинных плоскостей. Отношения вовсе не простые, - сказала Мария Разбежкина. - Герой должен быть способен предлагать свою жизнь. В настоящее время многие готовы пойти на это. Когда человек говорит: «Убери камеру!», это не всегда означает, что он не хочет, чтобы его снимали. У нас это в культуре заложено — отказываться. И если режиссер уйдет после первой такой просьбы, то обернувшись он может увидеть в глазах человека немую фразу: «Дура, куда ты пошла?». Реальность – понятие, которое не определяется по словарю. Каждый раз оно значит что-то другое. Снимая человека в документальном кино, мы продлеваем его жизнь навечно. Это большая ответственность перед героями. Режиссеру-документалисту не нужно взбираться на Джомолунгму или переплывать море, чтобы найти историю для фильма. Она всегда где-то рядом.
Традиционно день завершился в кинотеатре Stella Artois на Ланжероновском спуске, где состоялся показ фильма «Макбет» режиссера Романа Полански, созданную им в качестве своеобразного реквиема своей жене Шэрон Тейт, которая была зверски убита бандой Чарльза Мэнсона. Вот вкратце, каким был шестой фестивальный день.