На Рождество в Одесской области устраивали языческий обряд "Мошул"
Каждый год, 25 декабря, под Одессой слышна заводная этническая музыка, удары мачуке (больших метл), длинные палки с нанизанными на них калачами, какофония из танцев и криков толпы – именно так выглядит финальная часть праздника-обряда «Мошул» (в переводе с румынского языка «дед»).
История этого обряда уходит в далекие времена, до появления христианской религии в этих местах, и сохранилась практически в первозданном виде до наших дней.
25 декабря католики, протестанты и часть православных всего мира отмечают Рождество, ожидая Санта Клауса на оленьей упряжке. В селе Орловка на крайнем юге Одесской области в этот день местные жители тоже устраивают грандиозный праздник. Языческий.
Ежегодно парни села одеваются в военную форму и делятся на две большие группы, в соответствии с двумя неофициальными районами села – «каменский» и «лесной». В каждой из групп выбирают наиболее авторитетного и сильного парня, который и будет носить огромную и тяжелую маску Мошула, чем-то отдаленно напоминающую шаманское одеяние. Эта маска выполнена из козьих шкур и красочно отделана цветными лентами. Также в «экипировку» Мошула входят колокольчики и бубенчики, которые крепятся на пояс.
После этого обе группы обходят все дома в селе, с помощью колядок, песен и танцев собирают подарки. После все они встречаются на центральной площади, где под музыку и танцы происходит ритуально-театральная битва двух Мошулов. Происходит это так: каждая из групп подымает своего Мошула и под музыку сходится друг с другом. Вначале они дают друг другу подарки, затем хвастаются собранной «данью» в ходе колядования, а под финал происходит схватка двух групп. На празднике в этом году впервые за много лет победил Мошул из «лесной» части села.
Интересно, что аналогичный обряд в одном из румынских сел уже включен в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Это является лучшим символом значимости древних традиций и обрядов для всего мира.