Ямы на дорогах Одессы: как получить компенсацию
Всё чаще в Одессе машины попадают в ямы на дорогах. При этом, юристы отмечают, что получить компенсацию за повреждение транспортного средства — реально.
Вот пример одного из случаев в судебном реестре, когда водитель выиграл у дорожников.
Шел дождь, всю дорогу залило водой. На спидометре 40 км/ч, водитель повернул на соседнюю улицу, но из-за выбоины автомобиль резко занесло. Левую переднюю и заднюю шины разорвало. Полиция зафиксировала яму глубиной 10 см, отсутствие предупреждающих знаков, и материальный ущерб на 3500 гривен.
Однако правоохранители чаще оформляют протоколы на водителей — за то, что не оценили аварийность пути. Но для этого обязательно должен быть предупреждающий знак. Это основание обвинить водителя в ДТП.
Чаще всего в ямах ломаются амортизаторы, гнутся тормозные диски и рвутся шины, рассказывают в одном из автосервисов. Одна поломка может стоит от 1,5 тыс. до 10 тыс. гривен.
"Из-за ям вполне может отвалиться колесо, машина может перевернуться. Самое банальное, что ломается – это амортизаторы. Стоимость пары в среднем 5 тыс. гривен, плюс работа 800. Из-за ямы можно "попасть" на сумму где-то около 7 тысяч гривен. Часто приходится менять резину – это в среднем за одно колесо 2,5 тыс. гривен, плюс шиномонтаж. В итоге будет стоить 3-4 тысячи. Если проблема в стабилизаторах – то это еще полторы тысячи. Все зависит от того, какова степень повреждения автомобиля", – прокомментировали в автосервисе.
Возмещение получить реально, но это долгий и дорогостоящий процесс. Поэтому нужно сравнить сумму компенсации и стоимость судебных тяжб, советует партнер юридической фирмы Виктория Ковальчук.
Новый процессуальный закон позволяет взимать кроме суммы ущерба и судовые траты. Но от момента обращения в суд до решения может уйти от трех месяцев до года. Кроме того, решение суда еще надо выполнить.
Если автодор не возместил убытки сразу, то вероятность добровольного исполнения решения суда тоже мала. Владельцу машины придется обращаться к исполнителю для принудительного исполнения – это стоит 2% от суммы взыскания.
Что делать, если попал в яму
Основанием для возмещения убытков является наличие полного состава правонарушения, а именно:
- чье противоправное поведение, действие или бездействие;
- вредоносный результат такого поведения – убытки;
- причинная связь между противоправным поведением и убытками;
- вина правонарушителя.
Поэтому все усилия должны быть направлены на сбор и фиксацию информации об этих четырех элементах.
Сначала нужно вызвать полицию. Именно она дает оценку повреждениям автомобиля, осматривает проезжую часть и выясняет причину ДТП.
Эти данные станут основой для доказательства в суде правонарушения дорожных служб и связи между состоянием дороги и причиной повреждения авто.
"Но не лишним будет принять дополнительные меры в помощь полиции: привлечь свидетелей, измерить глубину выбоины, сделать осмотр и детальные фотоснимки дороги. Делать это желательно сразу, чтобы был максимальный охват всех возможных доказательств", – говорит юрист.
Виктория Ковальчук советует настаивать, чтобы полиция в протоколе указала причиной ДТП состояние дороги. Лучше еще попросить правоохранителей вызвать на место сотрудников дорожной службы. Они тоже должны осмотреть яму и составить акт обследования с замерами и схемой дороги.
После полиция должна выдать справку о повреждении автомобиля. Чтобы оценить размер ущерба – нужно обратиться в СТО и взять счет о расходах. На его основании требовать возмещение.
"Пострадавшему в ДТП следует обратиться в суд общей юрисдикции по месту нахождения региональной службы Укравтодора, на балансе которой находится соответствующая автомобильная дорога с иском о взыскании убытков", – добавляет Ковальчук.
Чтобы выиграть суд у дорожников, нужно:
- найти свидетелей, записать их ФИО, номера телефонов. Также в качестве очевидцев могут подойти и пассажиры;
- вызвать полицию;
- до приезда инспекторов выставить знак аварийной остановки и ничего не трогать, машину с места не сдвигать;
- сфотографировать и снять на видео яму, участок дороги, поврежденный автомобиль;
- проследить, чтобы полицейские при составлении схемы ДТП указали размер выбоины на дороге;
- попросить полицейских вызвать представителей дорожной службы, которая отвечает за данный участок дороги. Дорожники должны составить акт обследования участка улично-дорожной сети. Если из автодора на вызов никто не приехал, это указывается в акте полицейских;
- составить оценку ремонта автомобиля в автосервисе или сохранить чек.
Автодорожная служба не возместит ущерб, если на дороге был установлен знак, предупреждающий о "неровной дороге". Полиция может оформить ДТП по вине водителя, поэтому нужно следить за тем, что фиксируют правоохранители.