История возникновения медалей
Медаль – это уникальный экспонат, по которому легко отслеживается история становления и развития мировых государств, особенности правления разных представителей власти. В них отражаются важные исторические, научные, культурные и экономические события. Но при этом медали имеют собственную историю, по которой можно отследить то, как менялась технология производства и повышалась их значимость в обществе.
Первое появление медалей
Понятие «медаль» произошло от латинского слова «metallum» – металл. Оно появилось примерно в XIV-XV вв., то есть в эпоху Ренессанса. Хотя многие связывают его возникновение с расцветом Римской империи и Древней Греции, когда особо отличившихся воинов, командиров и государственных деятелей поощряли серебряными, бронзовыми и золотыми знаками. Тогда их изготавливали прямо на территории императорского двора. Считается, что развитие медальерного искусства и началось именно в Риме времен империи.
В эпоху Ренессанса на медалях стали чеканить портретные изображения представителей религиозной и светской власти – понтификов, кардиналов, королей. Тогда же можно было встретить изделия с изображением портретов поэтов, гуманистов, художников, мыслителей и других представителей творческой интеллигенции.
Значение медали в XVII-XVIII вв.
В XVII в. наблюдалось бурное развитие европейского искусства, в том числе медальерного дела. В это время во многих государствах этой части света изготовление медалей стало традицией. В крупных державах была установлена абсолютная монархия, что нашло свое отражение и в дизайне этих знаков отличия. Медали стали использовать в качестве официальной государственной награды. На их лицевой стороне изображали только монархов, на обратной – достижения, которых им удалось достичь в ходе своего правления (построенные дворцы и архитектурные ансамбли, выигранные сражения, созданные армии и флотилии).
В XVII-XVIII вв. производство медалей приобрело массовый характер. Они стали распространяться по всему континенту, что стало возможным благодаря:
- легкости в транспортировке,
- прочности,
- низкой себестоимости,
- долголетнему использованию.
Однако от изделий эпохи Возрождения эти награды отличало отсутствие демократичности и свободы. Если на орденах и изображалось историческое событие, то оно приобретало аллегорическую форму.
В первой половине XVIII в. при изготовлении почетных орденов использовали золото, алмазы, драгоценные камни и эмаль (финифть). Обычно после очередной войны, назначения нового монарха или важного исторического события дизайн медалей обновлялся. В некоторых странах знаки отличия для мужчин и женщин визуально сильно отличались. Мужские ордена были тяжелее и грубее, а женские – легче и изящнее. В некоторых странах в комплект к знаку шла лента определенного цвета.
Значение медали в XIX-XX вв.
Наградные системы в большинстве государств были полностью сформированы к началу XIX в. До этого времени в дизайне медалей доминировала строгая сдержанность. В эпоху классицизма на ее смену пришли приемы стиля барокко, среди которых:
- красочная лепка,
- пышность и выпуклые формы,
- игра света и тени, делающая пластичную поверхность более вычурной и богатой.
Нередко знаки отличия изготавливались в виде нагрудных украшений, посвященных военной тематике. Иногда они представляли собой миниатюрную шкатулку, в которой хранили прядь волос или изображение близкого человека.
В XIX в. значительно расширилась тематика и объемы производства наградных знаков. В то время в Германии, Франции, России и Польше работало больше мастеров медальерного дела, чем за все предыдущие 100 лет.
В XIX-XX вв. впервые сформировали классификацию наград. Этот период примечателен еще и тем, что именно тогда Олимпийский комитет выпустил первый комплект медалей для победителей Олимпийских игр. Разработать их дизайн доверили французскому художнику Жуль-Клементу Шаплену. В отличие от государственных знаков, он изобразил на них голову Зевса Олимпийского, сжимающего в одной из ладоней земной шар. На обратную сторону Шаплен нанес изображение Акрополя и выгравировал надпись «Международные Олимпийские игры, Афины, 1896». С тех пор изготовление медалей к любому спортивному состязанию стало традицией.
В наши дни медали – это не просто знак отличия прославленных деятелей культуры, политики или спорта. Заказать комплект может любая компания или организация, желающая поощрить выдающихся работников, школьников, участников торжественных мероприятий и состязаний разного масштаба.
Значение медали как художественного памятника
За всю историю человечества было создано немало приемов, с помощью которых люди смогли отразить и передать потомкам историю, культуру и обычаи государства. К ним относятся наскальные изображения, письменность, архитектурные памятники. Преимущество медали заключается в том, что при небольших размерах она изготавливается из очень прочных материалов. Ей не грозит уничтожение бомбардировкой, обветшание или разрушение временем. На ее изготовление тратится меньше средств, а транспортировка не вызывает каких-либо затруднений. Именно поэтому медаль можно назвать скульптурным памятником, в котором легко отражается любое историческое событие.
Знаки отличия можно не только передавать из поколения в поколение, но и распространять между континентами, транслируя другим народам свою культуру. Этим и объясняется уникальная историческая документальность наград. Благодаря им люди XXI в. могут лицезреть облик властителей ушедшего времени, разрушенные архитектурные достопримечательности или значимые события. Медаль несет в себе глубокое содержание и осмысливает исторические факты. По этим параметрам ее смело можно назвать национальным художественным памятником каждого государства.