История Ришельевского лицея
В минувшем году Ришельевскому лицею исполнилось 200 лет. Он был первым элитным учебным заведением в Одессе и вторым в стране после Царскосельского. Здесь читал лекции Менделеев, бывали Пушкин и Мицкевич, учились Григорий Маразли и Михаил Толстой, Семен Воронцов и Василий Колчак.
Лицей содержали на «хлебные» деньги
Идея открыть в Одессе элитное учебное заведение пришла в голову Ришелье еще в то время, когда он был одесским градоначальником. Он проявил инициативу и обратился с просьбой к императору Александру I. Однако спешить император не стал, и, как обычно, на раздумья и принятие решения ушло несколько лет. Уже когда Ришелье был премьер-министром Франции, а градоначальником Одессы стал Ланжерон, император вспомнил о предложении француза и подписал указ о создании лицея. В память о его «крестном отце» учебное заведение назвали Ришельевским.
Это был лицей закрытого типа, образованный на базе коммерческой гимназии и Дворянского института, который, в свою очередь, появился после объединения пансионов француза Вольсея и итальянца Поцци. Официальное открытие учебного заведения состоялось в мае 1817 года. Правда, к тому времени лицей еще не функционировал — для начала учебного процесса здание требовалось существенно перестроить и отремонтировать. По этой причине торжества, связанные с началом занятий, были назначены на 19 января 1818 года.
Появление в городе столь престижного заведения вызвало у одесситов законную гордость. Однако гордость гордостью, а на содержание новоявленного «храма науки» требовались немалые деньги. Первым откликнулся Ришелье — он передал в дар лицею 13 тысяч франков и собственную библиотеку. Затем брат личного банкира императора Николай Штиглиц пожертвовал на нужды учебного заведения немалую сумму. Даже медлительные государственные мужи на этот раз отреагировали на удивление быстро. Был издан указ, по которому хлеботорговцы обязаны были отчислять с каждой четверти пшеницы (примерно 3 кг), которую они продавали за границу, по 2,5 копейки серебром. Нужно сказать, что при немалых объемах торговли зерном деньги на счет лицея поступали весьма приличные.
Слава о престижном учебном заведении быстро распространилась по империи. Своих отпрысков в лицей стали отправлять не только одесские и провинциальные дворяне, но и знатные семьи из Москвы и Петербурга.
Нерадивых учеников сажали в карцер
В течение первых трех лет директором Ришельевского лицея был французский педагог аббат Шарль Николь, который покинул родину после Великой французской революции. Сначала он содержал пансион в Петербурге, а затем по приглашению Ришелье, с которым был знаком еще со школьной скамьи, приехал в Одессу. Николь был человеком мягким, доброжелательным, никто никогда не слышал, чтобы он повышал голос даже на самых дерзких учеников. Кстати говоря, по уставу Ришельевского лицея, его преподаватели не имели права заводить семью. Каждый из них получал при лицее квартиру с освещением и отоплением, а также бесплатное питание.
В лицее могли учиться не только дети из знатных семей, но и «посторонние питомцы», которые не могли оплачивать обучение. Правда, система строилась таким образом, чтобы контактировать друг с другом они не могли. Дети дворян во время учебного года жили в лицее, у них были отдельные комнаты и питание, и все это называлось внутренними классами. Для тех же, кто учился бесплатно, существовали внешние классы, куда дети приходили только на время занятий. Впрочем, программа их обучения ничем не отличалась от той, по которой учились дети дворян.
Возможно, кому-то может показаться, что дети состоятельных родителей чувствовали себя в лицее вольготно и делали, что им заблагорассудится. Однако это совершенно не так. Дисциплина в учебном заведении была очень жесткой. Учеников младших классов секли розгами, хотя уставом телесные наказания предусмотрены не были. После экзекуции провинившемуся в утешение давали немного варенья и пока он «заедал обиду», преподаватель читал ему нотацию.
Если учащийся пропускал без уважительной причины шесть лекций в течение месяца, он получал выговор от директора лицея. Если пропусков было вдвое больше — прогульщик попадал в карцер. Обычно после этого желание прогуливать пропадало, но иногда даже эта мера не оказывала воздействия. В таком случае учащегося оставляли на второй год или вовсе исключали.
Поощрения были не настолько запоминающимися, как наказания. Лицеисты, которые хорошо успевали по всем предметам, сидели на первых партах, а отстающие — на задних. Кроме того, по итогам за неделю, лучшие ученики получали знаки отличия, а избранные «награждались» воскресным обедом у губернатора.
В лицее было пять отделений, в каждом по 24 воспитанника. В приготовительном отделении изучали грамматику, историю, географию, арифметику, и, конечно же, закон Божий. Потом дети получали знания по гуманитарным предметам — грамматике, словесности и риторике. И наконец они переходили к механике, логике, метафизике, фортификации и многим другим необходимым в то время культурному человеку наукам.
Сначала в Ришельевском лицее учебный год начинался 1 января, но с 1829 года правила изменились, и студенты стали начинать учебу 1 августа. Да и в самом лицее произошли серьезные перемены. Он был разделен на 11 классов, куда входили начальные, гимназические, а также лицейские, где изучали философские и юридические предметы.
Выпускники пользовались льготами
После окончания лицея знатных выпускников принимали в армию офицерами. Если они избирали для себя гражданскую службу, то получали чин 12-го класса, что соответствовало должности губернского секретаря. Те же, кто после окончания обучения прослужили несколько лет адъюнктами, получали чин 9-го класса, то есть титулярного советника. Лицеисты и «посторонние питомцы» пользовались теми же правами, что и студенты после окончания университета, и экзамены на чин не сдавали.
Студентам полагались шпага и треуголка
В 1837 году был принят новый устав, по которому лицейские классы были отделены от гимназических и приобрели больше сходства с университетскими факультетами, чем с гимназией. Фактически их правила и образовательная программа максимально приблизились к тем, что существовали в высших учебных заведениях. И если в гимназических классах по-прежнему преподавали учителя, то лицеистам лекции уже читали профессора.
В то время в Одессе существовало училище восточных языков, которое объединили с Ришельевским лицеем. Впоследствии оно превратилось в факультет иностранных языков. Примерно в это же время при лицее было создано еще одно отделение — камеральное, там изучали политэкономию, коммерцию, технологии и законодательство. Здесь готовили государственных служащих и юристов, специальностью которых было государственное и частное право.
Кардинальные перемены произошли не только в учебном процессе. По приказу императора лицеистам отныне полагалось носить мундирные сюртуки, шпаги и треугольные шляпы, созданные специально для студентов университетов. Им официально было присвоено звание университетских студиозусов, что позволило с полным на то правом «на хмельных пирушках» распевать студенческий гимн «Гаудеамус». После этого до официального создания Новороссийского университета оставался всего один шаг и несколько лет. Но это уже совершенно другая история...
Как градоначальник лицей отстоял
Когда встал вопрос об открытии на юге Украины университета, в Одессу дошли слухи, что император собирается отдать пальму научного первенства Николаеву и основать университет там. Одесситы заволновались: Ришельевский лицей как нельзя лучше отвечал всем требованиям высшего учебного заведения. И тогда градоначальник Александр Строганов помчался в столицу, как сказали бы сейчас, «разруливать» ситуацию.
В самых черных красках он расписал императору, какие кошмары ожидают страну, если в Николаеве начнутся студенческие волнения. При этом он недвусмысленно намекнул, что в Одессе под его, Строганова, недреманным оком будет соблюдаться железный порядок, наведенный его же, Строганова, железной рукой. Напуганный политическими катаклизмами, Александр II дал свое согласие на создание Новороссийского университета именно в Одессе. И в 1865 году был подписан указ, по которому на базе Ришельевского лицея был создан и.