История одной секты: как человек с харизмой решил, что он святой и ему всё можно
Начало XX века – время не только политических, но и религиозных потрясений. Одна из историй происходила буквально под прогрессивной тогда Одессой и произвела впечатление на всю страну. Рассказываем о харизматичном распутнике и лжемонахе, убедившем себя и людей в своей святости.
Южная часть Украины всегда была открытой для бежавших от религиозных гонений и потому служила благодатной почвой для возникновения самых невероятных идей. Так, считается, что новая секта возникла в мае 1908 года. Тогда, при переносе мощей Святого Феодосия Балтского, некий иеромонах Иннокентий начал проповедовать и «совершать чудеса исцеления». Более того, по его словам, он мог ходатайствовать перед святым Феодосием за заступничество за усопших.
Биография Иннокентия до этих событий имеет много неясностей и недомолвок. В миру Иван Левизор родился в 1875 году в селе Косоуцы Бессарабской губернии. В юном возрасте он поступил в Добржский монастырь, откуда его изгнали за «недостойное поведение по отношению к особам женского пола». Но Левизор не растерялся и перебрался в Петербург, где после вступления в Митрофановский монастырь якобы сблизился с сектой иоаннитов (не следует путать с рыцарями иоаннитами, на самом деле это псевдоправославная секта, почитающая отца Иоанна Кронштадского). После этого, Иван-Иннокентий встретился с Распутиным, от которого получил благословление. Но вообще это весьма сомнительно. Тем не менее в 1908 году он вернулся на родину и поступил в Балтский Феодосиевский Покровский монастырь. Сами сторонники Иннокентия верили, что в возрасте 19 лет ему явилась Дева Мария и повелела вступить в монастырь. И якобы только он мог вскрыть гробницу святого Феодосия.
Таким образом, первыми прихожанами или сторонниками Иннокентия могли стать хлысты и скопцы с окрестных селений и даже жители Одессы. Другие говорят, что течение имело определенные националистические элементы. Например, во время богослужения Иннокентий использовал молдавский/румынский языки, высказывая таким образом реакцию на славянизацию богослужения в молдавских церквях. На данный момент оценивать верность эти выводов сложно.
На ситуацию в Балте обратили внимание лишь после вмешательства церковной власти Кишинёва. Епископ Серафим писал: «Он [Иннокентий] занимается отчитыванием бесноватых в присутствии множества народа и криками этих одержимых, прославляющих его, приобретает среди тёмной массы народа славу святого предсказателя и целителя. Произнося заклинания, всякие угрозы, допуская общую открытую исповедь, иеромонах Иннокентий доводит многих до болезни и исступления». И заодно он «намеревается деньгами доверчивых молдаван материально обставить бедный свой монастырь».
Всё что напоминает о монастыре это коридор и несколько келий, которые были расчищены сторонниками Иннокентия. Немногочисленные приверженцы учения до сих пор живут на территории Украины, Молдовы и Румыния и встречаются в районе села Куйбышево возле монастыря.