Искусства мастера: от комиксов к живописи, ню и боди-арту
Злата Гончарова – один из известных художников Одессы. Она – многогранный и талантливый, разносторонне одарённый и безумно трудолюбивый человек. Стиль Златы сразу узнаваем, и неповторим почерк её руки. Кто-то любит её живопись, кто-кто графику, а кто-то боди-арт, в котором она является единственным профессиональным мастером в Одессе.
— Злата, я знаю, что писать картины ты стала с самого раннего детства. Помнишь свои первые работы?
— Я - единственный ребёнок у родителей. Папа с мамой часто уезжали в командировки, они очень меня любили, и ни о каком детском садике речи не могло быть. Поэтому моим воспитанием занимались дедушка с бабушкой старой формации. Мне было ужасно с ними скучно, и я начала рисовать карандашами, фломастерами и красками. Поначалу рисовала сказки - это был мой маленький мир, в котором мне было интересно. Я была ужасной фантазёркой и придумывала всевозможные рассказы-комиксы, потом их изображала на бумаге. Также переносила на листы те события или людей, которые меня за день удивили.
А ещё я очень любила заглядывать в гости к родному дяди. Он - историк по образованию, интересовался изобразительным искусством. Именно он как раз и повлиял на меня очень сильно. В его библиотеке имелись редкие книги, в том числе и художественные. Помню, часто рассматривала альбом «Дрезовская галерея (Микеланджело)».
— Неужели работы Микеланджело повлияли на твоё решение стать художником?
— Не он один. Я безумно люблю и не перестану любить Поля Гогена и как художника и как личность. Кому-то может показаться странным, но я безумно восторгаюсь Микеланджело, а вот Берсле на меня очень повлиял в качестве рисунка.
— Злата, ты неоднократно становилась победителем всевозможных престижных конкурсов. Помним, каким был первый? И вообще, что подобные художественные состязания дают?
— Конкурсов действительно множество. Меня обычно замечали. Самыми первыми были конкурсы на асфальте, я всегда там получала первые места. В уже более взрослой жизни стала осознавать, что помимо фантазии, нужно приобретать профессию и становится мастером – профессионалом. Тебе тесно в собственном мире, тебе хочется не только чего-то большего, но и по возможности, как можно больше расширить свой кругозор и границы своего мира…
— Поэтому в твоей жизни появилась Германия и боди-арт?
— Пожалуй, да. Я обучалась в Германии современной школе искусства в городе Трире. Этому моменту в жизни я благодарна. Тогда там боди-ард - очень распространенная тема среди художников. Считается, что это искусство появилось в 60-70- годах прошлого века, однако боди-арт был всегда, все древние религии использовали и по сей день никуда ничего не исчезло. Боди-арт сочетает в себе синтез искусства - образ, цвет, человеческая особенность и он даёт неповторимые ощущения, что не может дать никакой вид искусства. Эта живопись мгновенности, самое дорогое впечатление в жизни и оно ни с чем несравнимо. Само по себе человеческое тело - это произведение искусства, созданное самой природой. Синтез с искусством боди-арта раскрывает в человеке что-то новое. Мне интересно использовать цвет, чтобы подчеркнуть сокрытое в человеке.
— Кто были твоими первыми моделями, кого довелось «разрисовывать» и сделать из них произведение искусства?
— Во Франкфурте тогда в моде также были панки и на всех дискотеках именно он и были главными героями. Однажды меня попросили «освежить» трёх совершенно обезбашенных панка с пирсингом и ирокезами. Мне нужно было «привести» их в чувства и с помощью цвета придать им какую-то. Они прекрасно это все восприняли, и донесли до зрителей. Они-то и стали моими первыми моделями. После довелось многих расписывать, как обычных людей, тусующихся в около боди-артовской тусовке, так и настоящих моделей для демонстрации новых коллекций дизайнеров. Приходилось даже балет нашего Оперного театра преображать.
— Моделям приходится много времени находится в краске. Не вредно ли это?
— За годы работы в этом жанре много экспериментировала. Я и сама понимала, что нужно беречь моделей, ведь им приходится по 4 и более часов находиться в росписи. Если для простого тематического вечера в среднем трачу 2 часа на модель, то для fashion-показа на уровне высокой моды необходимо потратить 4-6 часов времени. Что станет в таком случае с телом модели, если использовать плохую или некачественную краску. Сейчас краски для росписи по телу делаю по авторскому рецепту, они совсем не вредят коже и легко отмываются.
— Во многих твоих произведениях можно наблюдать африканские мотивы, порой с эротическим подтекстом…
— Я люблю африканскую тему и вообще всё, что расположено на африканском континенте. В свое время занималась древними культурами и мне это интересно, в том числе и Древнего Египта, Месопотамии, Перу. Там масса вопросов, но никто до сих пор не дал ответ на них. В принципе всё древнее взаимосвязано и когда ты находишь для себя эту связь, ты открываешь много мудрого и черпаешь вдохновение для творчества. Это такой определённый момент, когда ты чувствуешь всеми фибрами души, что - вот это оно и это нужно делать. В такие моменты получаешь удовольствие от того, что ты делаешь, от самого процесса творчества. Чем больше у тебя это получается, тем больше твоё состояние передается зрителю и публике. Этому я учу начинающих художников. Учу их быть максимально свободными: не прибегал к советам, ориентировался только на своё подсознание и на своё видение мира. Тогда и будут замечательные картины.
— Ты всегда удивляешь своих поклонников, Что в ближайшее время можно ожидать от Златы Гончаровой?
— Хотела бы снять фильм. Каждый период моей жизни связан с освоением какого-то языка искусства - коллажи, графика, боди-арт. Кино - тоже вид искусства, поэтому хотелось бы заняться этим. Ещё хочу много путешествовать и прикасаться к знаниям и культурам великих цивилизаций. Планирую создать свою целительную методику на основе цвета. Цвет может помочь человеку раскрыться, самореализоваться, откорректировать психику и достичь определенных состояний сознания. Поэтому буду глубже изучить психологию, чтобы соединить все свои знания в новом направлении своей деятельности.
Хотелось бы пожелать Злате Гончаровой и дальше продолжать поражать одесситов своими новыми и неожиданными проектами.
Фото из архива Златы Гончаровой. а также автора.