Интересная Одесса: вдоль знаменитой достопримечательности
«Фуникулер. Если в Одессе произнести это слово, никто не поймет, о чем идет речь – его называют "подъемная машина". Так одесситам кажется короче и понятней… Вниз почти никто не ездит. Зачем? Спуститься по лестнице просто удовольствие. Вверх тоже не очень много желающих. Подъёмная машина не «золотое дело».
Так в своей книге «Спасибо, сердце» об одесском фуникулере писал знаменитый одесский артист Леонид Утесов.
В самом начале ХХ века по проекту инженера И.Пятницкого и под руководством инженера В.Раковского были выполнены все необходимые работы по устройству и запуску одесского фуникулера. Кстати, одесский фуникулер старше киевского, более того, он является одним из первых фуникулеров Российской империи.
В 1900—1902 годах рядом со знаменитой Потемкинской лестницей, спланировали склон под трассу будущего фуникулера и уложили одноколейный рельсовый путь длиной около ста метров с разъездом посередине. На Приморском бульваре построили деревянный ажурный павильон − верхнюю станцию фуникулера, а внизу, на Приморской улице, ведущей в порт − каменное здание с кассой, перроном и конторой – нижнюю станцию.
Рядом поставили небольшую электростанцию, а для освещения дороги установили 300 калильных ламп и дуговых фонарей.
Два фуникулерных вагончика вместимостью 35 человек каждый, были выписаны специально из Парижа. Их закрепили на тросах, и движение осуществлялось по «маятниковой» схеме: спускающийся вагон помогал вагону, движущемуся вверх. Для удобства пассажиров над рельсовым путем был возведен пешеходный мостик.
Торжественное открытие состоялось 8 июня 1902 года. На следующий день она приняла первых пассажиров, причем, как отметил «Одесский листок», «желающих испытать удобство движения нашлось довольно много».
В таком виде одесский фуникулер просуществовал 67 лет, перевозя пассажиров с бульвара в порт за неизменные 2 копейки. Правда с 1919 по 1926 год фуникулер был, как говорится, «на консервации», то есть поломан.
Второй раз за историю своего существования фуникулер остановился после Великой Отечественной войны − не работал четыре года. А в 1969 году фуникулер закрыли и заменили эскалатором. Таким образом, на целых тридцать пять лет фуникулер выпадает из жизни города.
В 2005 году в Одессе вновь открывается фуникулер, только механизм действия машины совершенно другой − принцип наклонных лифтов. Движения кабинок происходит независимо друг от друга.
Функционирует две кабинки, одна вверх, вторая − вниз, соответственно. Каждая кабинка рассчитана на десять пассажиров.
Места исключительно «стоячие», имеются поручни, а сопровождает пассажиров вагоновожатая, она же и продает билетики.
Торжественное открытие возрожденного фуникулера состоялось 2 сентября 2005 года в двести одиннадцатый День рождения Одессы.