Интересная Одесса: вдоль знаменитой достопримечательности

18.05.2017
25918
Интересная Одесса: вдоль знаменитой достопримечательности

«Фуникулер. Если в Одессе произнести это слово, никто не поймет, о чем идет  речь – его называют  "подъемная машина". Так одесситам кажется короче и понятней… Вниз почти никто не ездит. Зачем? Спуститься по лестнице просто удовольствие. Вверх тоже не очень много желающих. Подъёмная машина не «золотое дело».

Так в своей книге «Спасибо, сердце» об одесском фуникулере писал знаменитый одесский артист Леонид Утесов.

В самом начале ХХ века по проекту инженера И.Пятницкого и под руководством инженера В.Раковского были выполнены все необходимые работы по устройству и запуску одесского фуникулера. Кстати, одесский фуникулер старше киевского, более того, он является одним из первых фуникулеров Российской империи.

В 1900—1902 годах рядом со знаменитой Потемкинской лестницей, спланировали склон под трассу будущего фуникулера и уложили одноколейный рельсовый путь длиной около ста метров с разъездом посередине. На Приморском бульваре построили деревянный ажурный павильон − верхнюю станцию фуникулера, а внизу, на Приморской улице, ведущей в порт − каменное здание с кассой, перроном и конторой – нижнюю станцию.

Рядом поставили небольшую электростанцию, а для освещения дороги установили 300 калильных ламп и дуговых фонарей.

 Два фуникулерных вагончика вместимостью 35 человек каждый, были выписаны специально из Парижа. Их закрепили на тросах, и движение осуществлялось по «маятниковой» схеме: спускающийся вагон помогал вагону, движущемуся вверх. Для удобства пассажиров над рельсовым путем был возведен пешеходный мостик.

 Торжественное открытие состоялось 8 июня 1902 года. На следующий день она приняла первых пассажиров, причем, как отметил «Одесский листок», «желающих испытать удобство движения нашлось довольно много».

 В таком виде одесский фуникулер просуществовал 67 лет, перевозя пассажиров с бульвара в порт за неизменные 2 копейки. Правда с 1919 по 1926 год фуникулер был, как говорится, «на консервации», то есть поломан.

 Второй раз за историю своего существования фуникулер остановился после Великой Отечественной войны − не работал четыре года. А в 1969 году фуникулер закрыли и заменили эскалатором. Таким образом, на целых тридцать пять лет фуникулер выпадает из жизни города.

 В 2005 году в Одессе вновь открывается фуникулер, только механизм действия машины совершенно другой − принцип наклонных лифтов. Движения кабинок происходит независимо друг от друга.

Функционирует две кабинки, одна вверх, вторая − вниз, соответственно. Каждая кабинка рассчитана на десять пассажиров.

Места исключительно «стоячие», имеются поручни, а сопровождает пассажиров вагоновожатая, она же и продает билетики.

Торжественное открытие возрожденного фуникулера состоялось 2 сентября 2005 года в двести одиннадцатый День рождения Одессы. 

Источник: Волнорез
Подписывайся на нас в Telegram
факт фуникулер история Одесса

Новости дня

Читайте еще

История пляжа Ланжерон
На Ланжероне сегодня едва ли осталось что-то из тех давних времен. Лишь Ланжероновская арка, сквозь которую мчатся машины, спускаясь к набережной, напоминает о даче Александра Ланжерона - градоначальника Одессы в 1816-1820 годах....
11.04.2024
2038
Обзор приятной кофейни «БИСКВИТ» на проспекте Шевченко
Первое впечатление: Какой яркий кофейный аромат! Чашечка кофе то что нужно в дождливую погоду Оформление интерьера простое и лаконичное в европейском стиле с деталями бирюзового цвета. Кованые ножки кофейных столиков напоминают об...
22.04.2023
6406
По рейтингу Укрзалізниці Одесский вокзал - лучший в Украине
По рейтингу «Укрзалізниці», составленному по отзывам пассажиров,Одесский вокзал - лучший в Украине. Кроме вокзала в пятерку лучших вошли также два поезда из Одессы. Как сообщает издание «Пассажирский транспорт», несколько месяцев назад «Укрзализныця»...
01.07.2022
1624
Замечательная Одесса: Дерибасовская – любимая улица любимого города
Дерибасовская улица в Одессе – это самое сердце города. Как только на неё ступает нога гостя,  начинается неимоверное. Ведь не в каждом городе главная мостовая построена из уникальных лавовых плит  из вулкана...
30.06.2022
1923

Новости партнеров

Вверх