Интересная Одесса: первый в Российской империи автомобиль
В 1891 году Одесса стала первым городом в Российской империи, где появился первый автомобиль и был применен первый штраф за превышение скорости.
В 1891 году одесский журналист и издатель популярной на то время газеты «Одесский листок» Василий Навроцкий приобретает «модную машину» французской марки «Панар-Левассор». И в сентябре этого же года он впервые выезжает на Дерибасовскую, продемонстрировать это чудо заморской техники. Поглядеть на модную, доселе невиданную конструкцию, собралась огромная толпа одесситов. Поэтому для пущей безопасности впереди автомобиля Навроцкого бежал наемный мальчишка с флагом, громким криком предупреждая зевак об опасности.
Василий Навроцкий
«В автомобиле Василия Навроцкого было всего два места, и напрочь отсутствовал руль. Вместо него был рычаг, похожий на те, которые используют в лодках. Взявшись за него обеими руками, водитель с трудом поворачивал авто в нужную ему сторону. Деревянные колеса со сплошными каучуковыми шинами производили характерный громкий стук по булыжной мостовой, который вкупе с рычанием четырехтактного мотора наводил ужас на обывателей. Именно поэтому первому одесскому автовладельцу было строго-настрого запрещено выводить свой экипаж на городские улицы по ночам».
Предельная скорость, которую развивал мотор мощностью в четыре лошадиные силы, у первого российского автомобиля была всего-навсего 30 километров в час. Однако это не помешало лихому одесскому водителю превысить допустимую на то время скорость аж до 25 км/час и получить за это первый в Российской империи штраф за превышение скорости.
Следует отметить, что Навроцкий использовал автомобиль не только для собственного удовольствия. Машина достаточно скоро получила постоянную прописку в редакционном гараже — с ее помощью репортеры и фотографы «Одесского листка» поспевали на место событий гораздо раньше конкурентов.