Интересная Одесса: первые в мире и в стране
Одесса − город с богатой историей. Здесь творили известные писатели, проводили опыты великие ученые, возводили мосты всемирно известные инженеры, практиковали светила медицины. За почти двести лет своего существования на месте небольшого поселения вырос миллионный город, который по праву считается одним из самых красивых в нашей стране. В сегодняшнем выпуске «Интересной Одессы» мы расскажем, в чем Одесса была первой в нашей стране – великие изобретения, полезные внедрения и интересные факты!
Первая станция для прививок против бешенства
(бактериологическая станция)
11 июня 1886 года в Одессе открылась первая в Российской империи и вторая в мире станция для прививок против бешенства. Главной задачей бактериологической станции была разработка методов вакцинопрофилактики бешенства и сибирской язвы крупного рогатого скота.
Станцию возглавил Илья Мечников, а Николай Гамалея занял место заместителя главного врача.
Изначально станция размещалась в квартире самого Гамалеи по улице Канатной, а затем получила новое помещение в доме №4 по улице Льва Толстого.
Именно на Одесской станции впервые в истории Российской империи была проведена вакцинация людей против бешенства.
Первый асфальт
Одесса стала первым городом во всей Российской империи, где предприняли попытку заменить брусчатку более удобным асфальтированным покрытием. Первый асфальт был проложен в 1838 году.
В качестве небольшого экспериментального участка выбрали место рядом с резиденцией тогдашнего губернатора Новороссийского края, графа Михаила Семеновича Воронцова. И весь Воронцовский переулок, Воронцовскую площадь и часть Приморского бульвара (вплоть до памятника Дюку де Ришелье) залили асфальтом.
Однако попытка оказалась неудачной − по мягкому, липкому и пренеприятно пахнущему асфальту передвигаться было практически невозможно, а повозки, кареты и прочие транспортные средства намертво увязали в липкой субстанции.
Такая неудачная попытка улучшить дорожное покрытие пригасила пыл чиновников, и в городе снова вернулись к мощению улиц гранитом.
Первый автомобиль и первый штраф за превышение скорости
В 1891 году Одесса стала первым городом в Российской империи, где появился первый автомобиль и был применен первый штраф за превышение скорости.
В 1891 году одесский журналист и издатель популярной на то время газеты «Одесский листок» Василий Навроцкий приобрел «модную машину» французской марки «Панар-Левассор».
Предельная скорость, которую развивал мотор мощностью четыре лошадиные силы, у первого российского автомобиля была всего-навсего 30 километров в час. Однако это не помешало лихому одесскому водителю превысить допустимую скорость аж до 25 км/час и получить за это первый в Российской империи штраф за превышение скорости.
Навроцкий использовал автомобиль не только для собственного удовольствия. С его помощью репортеры и фотографы «Одесского листка» поспевали на место событий гораздо раньше конкурентов.
Первая станция скорой медицинской помощи
Первая в Российской Империи специализированная станция скорой медицинской помощи была создана в Одессе в 1903 году усилиями крупнейшего мецената, графа Михаила Михайловича Толстого и его матери графини Елены Григорьевны Толстой.
Для строительства станции городское общественное самоуправление бесплатно предоставило обширный участок земли в Валиховском переулке, и на средства графа на этом участке было построено здание станции скорой помощи, которое по сей день используется по прямому назначению.
На станции работали семь постоянных врачей и двое запасных. Дежурство было круглосуточным, причем днем работали две бригады, а ночью — одна. Специальные две пароконные кареты, изготовленные и оборудованные в Вене, доставляли бригаду, состоящую из врача и двух санитаров, к месту вызова за 15–20 минут.
По правилам, установленным М.М.Толстым, карета скорой помощи выезжала днем через 20–30 секунд после вызова, а ночью — через 1–2 минуты.
Из правил работы Станции скорой помощи: «За оказанную помощь станция никакой платы не взимает, невзирая на степень состоятельности пострадавшего. Станция скорой помощи просит не утруждать врачей напрасным предложением гонорара, которого они ни в коем случае принять не могут. Санитары и кучера за принятие подачек увольняются немедленно со службы».
Первый прибор для показа кино
В 1893 году в Одессе, в Механическиех мастерских Новороссийского университета, что по улице Преображенской, 24, механик физико-математического факультета Иосиф Тимченко изобрел прибор для показа кино. Своими руками он сконструировал доселе невиданный аппарат под названием кинетоскоп, после чего снял с его помощью две ленты: «Скачущий всадник» и «Копьеметатель».
В изобретенном Тимченко кинетоскопе для съемки использовалась дисковая фотопластинка. Свое детище ученый впервые продемонстрирован 9 января 1894 года на IX съезде русских естествоиспытателей и врачей. Тогда публике показали фильмы «Скачущий всадник» и «Копьеметатель», снятые на одесском ипподроме.
Сконструированный Тимченко киноаппарат хранится сейчас в Политехническом музее в Москве.