Интересная Одесса: комфорт и бизнес в одном флаконе
Пассаж − жемчужина Одессы, великолепный памятник истории и архитектуры конца XIX века.
Одесский Пассаж представляет собой здание гостиницы и крытые торговые ряды. В начале ХХ века, еще до революции, здесь находились очень дорогие и престижные магазины города: ювелирный, парфюмерный и галантерейный, белья, граммофонов и музыкальных инструментов, гастрономический, галантереи, посудный, книжный, почтовых открыток. Кроме того в здании «Пассажа» находилась «Придворная фотография «Пассаж»».
Своим существованием Пассаж обязан одесскому купцу Моисею Менделевичу, который и выступил заказчиком строительства, а создателем этого великолепного ансамбля был архитектор А.Влодек.
Этот непревзойденный архитектурный шедевр был построен всего за два года с 1898 по 1899, и 23 января 1900 года состоялось его торжественное открытие. Помимо торговых точек он включал в себя гостиницу, рестораны и кафе. Кстати, гостиница «Пассаж» в свое время считалась одной из самых комфортабельных в городе. Здание было оборудовано по последнему слову техники: лифт, электричество, телефон, паровое отопление. В гостинице насчитывалось 162 комфортабельных номера.
Вот одно из объявлений тех лет:
«"Едущим в Одессу рекомендуется самая большая и комфортабельная на юге России гостиница «Пассаж», Дерибасовская угол Преображенской, в пассаже против Собора. Владелец А.С.Кулинец. Контрагент Одесского городского общественного управления по отводу нумеров для квартирования господ генералов, штаб- и оберофицеров по удостоверению коменданта г.Одессы".
Расположена в самой центральной, оживленной коммерческой части города, близ бульваров, морских купаний, почты, в районе торговых, административных и правительственных учреждений. Гостиница эта по устройству, безукоризненной чистоте, удобствам и образцовому порядку лучшая в г.Одессе. 162 роскошно обставленных номера, от 1 рубля, с электрическим освещением. Ресторан, читальня, парикмахерская, ванны и души, центральное отопление. Собственная электрическая станция. Подъемная машина. Отделение почты».
Следует отметить, что Пассаж задумывался как совершенно новый, созвучный духу времени тип торгового центра. Изначально его хотели устроить рядом с Новым рынком в огромном доме Вильгельма Санценбахера, который имел три выхода на Садовую, Торговую и Коблевскую улицы. Однако передумали, и вместо «Пассажа Санценбахера» был построен одноименный цирк, а Пассаж построили в центре города на пересечении улиц Дерибасовской и Преображенской, на месте дома, принадлежавшего коллежской асессорше Анне Синицыной.
Основную ценность Пассажа, конечно же, представляет архитектурный ансамбль: здание просто изобилует элементами лепки и скульптурными композициями, а благодаря стеклянному потолку здесь нет недостатка в освещении. Солнечные лучи, легко проникая сквозь стекло, создают мягкое освещения всего ансамбля. На крыше Пассажа удобно расположились две скульптуры: Меркурий и Фортуна. Бог торговли Меркурий сидит на паровозике. По мнению некоторых краеведов, паровоз символизирует железнодорожную связь Одессы с другими городами, которая уже была во времена строительства здания. Другие считают, что паровоз – это символ прогресса в целом. Богиня удачи Фортуна смотрит вдаль, освещая себе путь факелом.
Вот как писали о Пассаже в путеводителе начала ХХ века:
«По своей легкой архитектуре и красивой отделке пассаж является одним из лучших в России. Наружный фасад огромного здания и обширный, под стеклянной крышей, двор по обе стороны занят магазинами и разными торговыми фирмами. Привлекает массу публики. Особенно эффектен вечером, при электрическом освещении. Подъемная машина для передвижения публики. Под зданием галереи с рельсовым путем, сообщающимся с черным двором посредством особых люков. Товары, сбрасываемые в люки, развозятся в вагонетках по запасн. складам всех находящихся в пассаже магазинов. Здание обошлось в 1,300,000 р.».
Однако в своем первозданном виде здание просуществовало недолго. В 1901 году случился пожар. Хотя его последствия довольно быстро были ликвидировали (в основном пострадал только четвертый этаж, крыша и, венчавшая угол здания башня) именно эту башенку пока так и не восстановили, но нынешние собственники здания в дальнейшем планируют это сделать.