Интересная Одесса: ароматные мостовые
«Дабы посетить друг друга, все должны были идти пешком между канав и домов, а для перехода через улицы надевать длинные сапоги выше колен, сверх других сапогов и панталон. В таком бедственном положении нашел я Одессу»
Филипп Вигель
Действительно, со времен основания и до начала XIX века дорог в Одессе практически не было. Летом пыль невыносимо-непроходимая, осенью – грязь. Строительство мостовых началось лишь в начале XIX века с приходом к власти герцога де Ришелье. Именно он стал принимать все необходимые меры для обеспечения проезда по улицам.
За небольшой период времени было предпринято много разнообразных вариантов: проезжую часть выкладывали деревянными настилами, вымащивали заморскими мальтийскими, триестинскими, ливорнскими плитами, посыпали щебнем, выкладывали одесским «дикарным» камнем, пробовали клинкер, возили лаву из-под самого Везувия – ею мостили центральные улицы. Даже была предпринята попытка заливки асфальта, самого первого в Российской империи, правда, неудачная. Сегодня же речь пойдет о торцевых мостовых.
В первой половине XIX века для улучшения качества дорог в Одессе была предпринята попытка строить торцовые мостовые.
Вообще, торцевая мостовая представляет собой выстилку проезжей части улицы или моста восьмиугольными обрубками дерева (торцами), сплоченными между собой. Такие обрубки укладываются на песок поверх дощатой основы, а чтобы вся эта конструкция обладала прочностью и не рассыпалась, стыки между торцами пропитывают специальным смолистым раствором.
Первая пробная торцовая мостовая в Одессе была построена в 1842 году. А для изготовления торцов в виде сосновых кубиков была сооружена специальная машина, которая приводилась в действие конным приводом. В газете «Одесский вестник» за 1842 год читаем: «Опыт устройства торцовой мостовой, чрезвычайно твердой, прочной и спокойной для езды, производится на Ришельевской улице, между Почтовой и Еврейской». Еще один участок торцовой мостовой вымостили на Дерибасовской, между Гаванной и Екатерининской.
Казалось бы вот оно, решение! И удобно, и надежно, и красиво, словом, полный восторг! А нет. Для Одессы такой вариант не подошел. Во время дождей и туманов деревянная мостовая пучилась и поднималась, а в некоторых местах проваливалась. Более того, ненадежно скрепленные деревянные кубики сильными ливнями уносило в море, и в порту даже организовывали их вылавливание. Ну и это еще не все.
Самым большим недостатком торцовых мостовых был запах. Принимая во внимание тот факт, что основным транспортом в Одессе начала XIX был гужевой транспорт, а проще говоря – лошади, нетрудно представить все вытекающие из этого последствия. Торцевая мостовая насквозь пропитывалась лошадиными отходами, и в совокупности с удушающими испарениями от веществ, которыми смолили для надежного склеивания торцы деревянных обрубков, создавала просто невыносимые условия. Единственное достоинство таких мостовых заключалось в почти бесшумной езде экипажей, в отличие от каменных мостовых, грохот от которых разносился на несколько километров.
Одесские торцевые мостовые до наших дней не сохранились, ровно, как и их фотографии. Последнюю торцевую мостовую на Дерибасовской, между Гаванной и Екатерининской, ликвидировали в 1928 году, заменив ее брусчаткой. Поэтому для наглядности, прилагаем общий вид торцевых мостовых.