07.08.2020 23:05 13405

Город 20 кладбищ, или Прогулка по истории Одессы

В настоящее время на территории Одессы функционируют девять кладбищ, а вот число ликвидированных и перестроенных кладбищ достигает более 20. На территории Преображенского и Шевченковского парка, Куликового поля и парка Горького когда-то были кладища. Довольно много для относительно молодого города, если не брать во внимание войны, революции, погромы, холокост, эпидемии и репрессии.

Античный некрополь

Самое старое кладбище на территории нынешней Одессы, точнее его руины, были обнаружены на Театральной площади – на четной стороне ул. Ришельевской в месте ее пересечения с Ланжероновской, как раз напротив Оперного театра. Историки датируют его IV-VI вв. до н. э. и относят к части богатого античного некрополя города Борисфен. Позже он исчез, когда его жители мигрировали.

Кладбище Сотниченко

Второе по древности известное старое кладбище расположено на Хаджибейской дороге и называется Сотниковская сечь. Оно появилось в 1775 году как семейное, на котором хоронили потомков казака Сотниченко. Это были запорожские казаки, отражавшие нападки турок и штурмовавшие крепость Хаджибей. Они после того, как Сечь за порогами была разрушена, не пересеплились ни за Дунай, ни на Кубань, и осели на отвоеванных местах.

Первое Еврейское кладбище

Первое Еврейское кладбище является и первым национальным кладбищем города. Его основали в 1792 году неподалеку от ул. Водопроводной. Здесь не только проводились захоронения, строились старинные семейные склепы, но и хранились старинные свитки Торы. Их повредили во время первого еврейского погрома в 1915-м.

Из старых еврейских кладбищ в Одессе уцелело лишь Третье кладбище, утратившее в годы ВОВ большую часть. Сюда же перенесли часть захоронений с предшествовавших ему национальных кладищ. В его углу установлен памятник жертвам погрома, погребены Моше Дермбаремдигер, внук цадика Леви-Ицхока из Бердичева, и советский писатель Ирма Друкер.

На данный момент на месте бывшего еврейского кладбища расположены школа №79, спортивные сооружения и дома. До наших времен сохранился фрагмент стены молитвенного дома — ныне это часть дома №11 по ул. Водопроводной.

Мусульманское кладбище

О Мусульманском кладбище сведений немного. Некоторые ученые полагают, что его основали примерно в середине 18 века, а разрушили ближе к началу 19го. Оно было расположено на ул. Екатерининской на углу переулка Чайковского, там, где сейчас находится дом Посохова.

Карантинное кладбище

Оно располагалось там, где ныне разбит парк им.Шевченко и было основано в 1822 г. после заселения Крепости Хаджибей. Здесь в  годы Крымской войны размещались военнопленные и раненые бойцы, их и хоронили на территории Каратнина. Позднее здесь же погребали бунтовщиков, "народовольцев", государственных и криминальных преступников. Здесь даже проходили казни. Уже в конце XIX века часть территорий Карантина и крепости стали превращаться в жилые помещения, в 1893 году здесь разместилась таможня.
В начале 1900 года власти решили разобрать стены, разделяющие части кладбища и отделяющие его от парка.

Первое городское кладбище Одессы

Первое городское кладбище - самое интернациональное. Оно называлось еше Старое и Преображенское, состояло из нескольких кладбищ, выделенных отдельно для воинов, для самоубийц, для умерших эпидемий чумы и холеры, принадлежащих к разным рел игиозным и национальным группам.
Комплекс включал в себя Первое Христианское кладбище, Первое Еврейское кладбище, Мусульманское кладбище и Караимское кладбище.

Первое Христианское кладбище построили почти одновременно с основанием города и были погребены более 200 000 человек. Захоронения прекратились во II половине 1880-х годов из-за отсутствия места, а точку в его существовании поставили в 1936 году.
После революции 1917 года кладбище подверглось мародерству. Позднее новые власти приказали в поисках ценностей и оружия разбирать памятники и склепы, их регистрировали и вывозили, а металлические гробы превращались в металлолом. Освободив территорию,  с 1937 года на улице Мечникова открыли Парк культуры и отдыха им. Ильича, с танцполом, комнатой смеха и другими аттракционами. Здесь же рядом появился зоопарк, а потом Преображенский парк.

Второе Христианское кладбище (или Новое Христианское кладбище) 

Было открыто в 1885 году, приняло более 500 тысяч человек.
Здесь покоятся жители Одессы всех вероисповеданий и наций. Много братских могил. Открыта стена для урн с прахом. Сюда же перенесли часть захоронений из ранее расположенного через дорогу 2-го Еврейского кладбища.

Третье Христианское кладбище (или Химическое) 

Одно из самых интересных и малоизученных (рядом находился Химический завод). Здес поначалу хоронили бедноту, потом, с 30х годов ХХ века, оно стало принимать интеллигентцию. В 1944–1949 годах здесь погребали немецких, румынских и венгерских военнопленных, потому его стали называть "Румынским" и "Немецким".
Его ликвидировали ради строительства Кислородмаша, промышленных, строительных и автопредприятий.

Слободское кладбище

Появилось в 1835 году. Интересно тем, что на этом кладбище был похоронен Новороссийский генерал – губернатор Михаил Семенович Воронцов (1782 – 1856). Позже его прах перенесли в нижний храм Спасо-Преображенского собора.

Офицерское (Чубаевское) кладбище

Оно возникло в середине 19 века. Первым своим названием оно обязано селу Чубаевка. Позже его стали называть Офицерским, поскольку больше всего захоронений принадлежало бывшим военным из выстроенного рядом Офицерского поселка. Ныне оно называется Дмитриеводонское.

Западное кладбище "Два столба"

Самое большое  и ныне действующее кладбище в Украине - это Западное или "Два столба". Сывое название оно получило из-за соседства с верстовыми столбами, обозначавшими дорогу в город. 
Его открыли в 2000 году и занимает оно почти 218 га.

Также в городе есть Таировское, Латовское, Северное, Кровобалковское, Троицкое (Балаганское)  в районе Самолетной, Кладбище на Библиотечной, и кладбище "Черноморка".

Книга о кладбищах

Весь этот богатый и ценный материал был изучен и обобщен книге историков-краеведов Олега Губаря и Михаила Пойзнера, а в основу легли материалы, собранные в 1928 - 1934 гг. Владимиром Смирновым. В На более чем 600 страницах издания увековечена история Христианского, Еврейского, Караимского, Магометанского, Чумного, Карантинного, Воскресенского, Монастырского и других , уже исчезнувших, погостов в черте города.

Подписывайтесь на наш телеграмм канал @odessanet