Эксперты отреагировали на скандальную фотосессию школьниц в нижнем белье
В Одессе из-за фотосессии нижнего белья для детей разгорелся скандал. Омбудсмен по правам детей отреагировал на данные фотографии.
Скандал на эту тему разгорелся в сети, сейчас активно ведутся дискуссии – допустима ли такая фотосъемка или все же это нарушает закон.
Представитель Уполномоченного по соблюдению прав ребенка и семьи Оксана Филипишина обратилась к Госпотребслужбе с просьбой рассмотреть рекламную кампанию на предмет ее соответствия нормам ст.7 Закона "О рекламе", в котором указано, что реклама не должна содержать информацию и изображения, нарушающие этические, гуманистические, моральные нормы, пренебрегает правилами приличия.
Уполномоченный однозначно видит в этой рекламной кампании нарушения прав детей. На указанных фотографиях девушки изображены полуобнаженными в полутемном помещении. Взгляды моделей, постановочные позы, украшения, макияж и прически содержат сексуализацию образа ребенка. Можно утверждать, что фото содержат признаки нарушения этических, моральных норм и права ребенка на достойное отношение, - отметила Оксана Филипишина в письме.
По мнению адвоката Анны Ивановой, в этой фотосессии вряд ли есть состав преступления, а также намеренная сексуализация образа ребенка. Также она считает, что такие фото можно сравнить с рекламой детских купальников, на которых участки тела оголены намного больше. Еще один момент, что продукция детская, а не взрослая эротическая или порнографическая.
Здесь есть тонкая грань между искусством и эротизмом, но это ведь оценочное мнение. Я даже провела эксперимент в офисе среди мужчин – многие из них ответили, что несовершеннолетние девочки на линейках в чулках и ярко накрашенные выглядят порой более вызывающе – и точно также размещают фото в общий доступ. Но если все таки возбудят уголовное производство и проведут экспертизу, то скорее всего содержание фото не признают сексуально-порнографическим, ведь на них нет компрометирующих поз или надписей, а интимные участки тела не оголены. На счет эротизма – его здесь нет, поскольку это подразумевает, что фотографии нацелены на возбуждение низменных побуждений у взрослых. Тут же реклама нижнего детского белья, которое производят для детей. А то, что дети выглядят взрослее или сексуально - здесь сюжет фотосессии предполагает такие образы, но в них нет никакой откровенной порнографии, секса и эротики, - рассказала адвокат.
Одесский дизайнер одежды Наталья Кравченко считает, что в самом белье нет ничего такого, и если бы не вызывающая стилистика, вещи ничего шокирующего собой не представляют, а надетые на ненакрашенную девочку с косичками в обстановке детской комнаты - фурора не вызвали бы.
Вполне вероятно, что мрачная обработка создала настроение фотографий, и, даже находясь на съёмочной площадке, родители видели картинку другими глазами. Я думаю, что девочки хотели "дорого и богато" как у Vogue - уж слишком похоже на их взрослые коллекции. Да и не так много людей осмелится на такой "негативный", хоть и очень громкий пиар, осознавая последствия, - объясняет Наталья Кравченко.
По мнению начальника отдела ювенальной превенции Виталия Капуляка, такой общественный резонанс фотосессия вызвала потому, что многие родители считают такие фото неприемлемыми. На данный момент проверку по этому вопросу проводит отдел по борьбе с торговлей людьми, так как это их сфера деятельности. С родителями пока что на связь не вышли, но в случаи, если проверка покажет недопустимость таких фото – их привлекут к ответственности.
У меня лично отношение к этим фотографиям не очень хорошее, я не хотел бы, чтобы мой ребенок участвовал в таких фотосессиях. Была создана спецгруппа, которая занимается изучением и расследованием, в нее также входит сотрудник от ювенальной превенции. Пока что никаких мер не принимали – для каких-либо решений нужно время. Если говорить о том, что будет, если все-таки окажется, что нарушались права детей, то будет привлечение родителей к административной ответственности за неисполнение обязанности по воспитанию детей, - рассказал Виталий Капуляк.