Здесь не место любителям подзаработать, — замкомандира о «Гетмане Сагайдачном»

14 октября 2018, 12:32 408

Уже четыре года в Одессе базируется флагман военно-морских сил Украины — фрегат «Гетман Сагайдачный». Охраняет морские границы страны и выполняет боевые задачи. Да, это не самый мощный корабль в Черном море. Но сражения выигрываются людьми, и наша команда не раз доказала, что умеет побеждать. История и экипаж у «Сагайдачного» такие, что гордиться ими можно по праву. О прославленном фрегате и о людях, которые связывают с ним свою судьбу, «Одесской жизни» рассказал замкомандира корабля по воспитательной работе, капитан второго ранга Владимир Мамедов.

Крым, который был наш… и не наш

«Сагайдачный» был включен в состав военно-морских сил Украины в 1993 году. 4 июля на нем впервые был поднят флаг ВМС Украины, и это считается Днем рождения корабля.

«В этом году мы отмечали 25-ю годовщину поднятия флага, — рассказывает кавторанг Мамедов. — За это время корабль побывал во множестве стран мира, в любом иностранном порту, в мировом океане — представляя лицо государства. Корабль прошел огромное количество морских миль. В 1996 году он даже совершал трансатлантический переход к берегам Северной Америки. Дважды бывал в Индийском океане. В сентябре 2013-го мы ушли на 6-месячную службу по борьбе с международным пиратством (побережье Сомали, Аденский залив). В марте 2014 года вернулись в Украину. Уходили мы еще из Севастополя. Но пока находились на задании, произошли все эти события, "зеленые человечки" и аннексия Крыма. Мы вынуждены были возвращаться в Одессу».

О Севастополе на «Сагайдачном» говорят со смешанными чувствами. Еще до аннексии на десять флагов там приходилось всего три украинских. И ситуация, когда на нашей территории находились значительно превосходящие вооруженные силы другой страны, просто не могла казаться военным морякам нормальной.

«Я помню, что у срочников, приезжавших из Киева, было ощущение, что они попали из Украины в другую страну, — вспоминает Мамедов. — Но конфликтов с российскими военными у нас не было. Мы неоднократно участвовали в совместных парадах, учениях, маршировали рядом. И, как сказал контрадмирал Тарасов, это реально был удар в спину... С другой стороны, когда мы выходили в море в 2014 году, многие российские военные выходили на связь и говорили: нам самим очень стыдно, мы все понимаем, но мы военные — и у нас приказ».

Гостеприимная одесская гавань

В Одессе «Сагайдачный» базируется уже пятый год, и за это время город стал для экипажа родным. Оценивая трезво и сравнивая с Севастополем, находят и плюсы, и минусы. Но уверяют, что положительного все-таки больше.

«Главное, что тут более защищенные условия стоянки! — объясняет капитан Мамедов. — В Севастополе мы стояли в худшем месте, которое могло быть. Черноморский флот Украины брал в аренду причалы у флота России. То есть на правах субаренды мы базировались на причале Черноморского флота, проходя на борт через КПП россиян. У нас было самое плохое место — первое. Любая волна, ветер — все мы принимали в свой борт. А значит, когда начинался сезон ветров — с ноября по март — это штормовая готовность, это всем сидеть, и куча мероприятий, чтобы в случае необходимости корабль можно было вывести в море для его сохранения. В Одессе в этом плане намного лучше, бухта защищенная, спокойная. И это только один из множества приятных нюансов».

«Здесь не место любителям подзаработать»

За время его существования на корабле побывали сотни иностранных делегаций. Корабль является флагманским, здесь происходят многие международные встречи. С одной стороны, это дополнительные нагрузки для экипажа: необходимость постоянно быть в форме и готовыми встретить гостей. С другой — приезжают знаменитости, снимаются телепередачи, и после такой службы на долгие годы будет что вспомнить. Так как происходит отбор счастливчиков для службы на «Сагайдачном»?

«Мы стараемся комплектоваться военнослужащими по контракту, — отвечает замкомандира корабля. — Сейчас, конечно, есть и матросы срочной службы. Даже на контракт мы не берем всех подряд. В обязательном порядке проводим психологическое тестирование кандидатов. Оцениваем уровень физической подготовки. Но главная составляющая отбора — понять истинную причину, почему человек сюда идет. Сейчас подняли денежное содержание военнослужащим, и это хорошо. Но мы не потерпим тех, кто пришел просто подзаработать. Корабль выходит в море, и там каждый раз мы встречаемся с кораблями черноморского флота РФ. До открытого применения оружия пока не доходило. Но это море: ты, противник — и никого на много километров вокруг. Здесь не сдашься, не окопаешься, не спрячешься. Либо ты его — либо он тебя. Выходя в море, человек должен это понимать».

К тому же условия службы на флагмане намного жестче. Не каждый военнослужащий выдержит такой режим: постоянные наряды, 80% всего времени проводится на корабле, в длительном отрыве от семьи и постоянной парадной и боевой готовности. Но желающих не убавляется.

Списывать нас со счетов рановато!

Владимир Мамедов с гордостью говорит о возвращении былого уважения к военным и флоту. В День ВМС Украины, когда «Сагайдачный» стоял на Одесском морвокзале открытым для экскурсий, через корабль прошло больше 5 тысяч человек.

«Люди стояли в очереди по 2-3 часа, чтобы попасть на 20-минутную экскурсию! За год через корабль проходит около 8 тысяч человек, в том числе школьные экскурсии. И когда 12-летние мальчики и девочки, сияя от восторга, просят с тобой сфотографироваться, то понимаешь, что все это не зря, дорогого стоит. И когда матросы сегодня едут в отпуск, они надевают форму. А я такого не помню с конца 90-х».

В 2017 году в СМИ появился ряд статей, где журналисты подсчитали, что срок эксплуатации корабля — 25 лет — подходит к концу. На ряд громких заголовков в духе «Украина остается без флагмана!» на «Сагайдачном» отвечают с улыбкой, что слухи об их смерти сильно преувеличены.

«Да, чтобы оставаться на плаву и в строю, корабль должен сейчас пройти модернизацию, — соглашается Мамедов. — На данный момент частично это уже происходит — в плане закупки вооружения. А что касается сроков… срок эксплуатации есть и у человека, потому что он — живой организм. А у корабля — живая душа, его душа — экипаж, поэтому пока хорошо следишь за ним, он живет!»

Источник: «Одесская Жизнь»
Подписаться Поделиться Твитнуть Обсудить (1)
Комментарии (1)
  • Иван 15.10.2018, 10:12

    Это бывший сторожевой корабль «Киров», переименнованый в сайгакадачного. Вот интересно. Из русской Одессы вскоре куда побекгут на этой старой советсткой калоше?

Имя *
Комментарий *