телефоны в Одессе со склада
Загрузка...

Чем играли дети в Одесском регионе 100 лет назад

04 июня 2018, 07:30 447
Чем играли дети в Одесском регионе 100 лет назад Фото № 0

Народная кукла – явление не однородное. Например, не существует единого образца «украинской народной куклы». Есть множество локальных, местных, кукольных традиций, каждая из которых несет черты своей самобытности. Возьмем, например, известные куклы с крестом на лице. Они вовсе не характерны для всей Украины, а представляют небольшую локальную кукольную культуру Среднего Поднепровья. Это было распространено по обеим берегам Днепра от Обухова до Кременчуга (А.С. Найден «Украинская народная кукла»). И в других регионах и областях нашей страны куклы с крестом на лице никогда не бытовали.

Поэтому, чтобы найти правдивые украинские традиционные куклы, необходимо обращать внимание на местные кукольные традиции: в каждой области, районе и даже селе. Почему так важно не обобщать, а именно выделять локальную кукольную культуру? Каждая локальная традиция — уникальна, каждая формировалась под влиянием местных исторических условий и событий, миграционных потоков, местных природных условий, быта и образа жизни людей, их привычек в еде, даже местных растений и животных, и множества других факторов. Кукла — это уникальный, никогда не лгущий, носитель исторической правды. Она, неосознанно для людей, записывает образы давно ушедшего прошлого, память о людях, об их жизни и об их правде. Обобщать все это в одну обезличенную сувенирную «украинскую» куклу — значит обесценивать подлинную многогранную кукольную культуру украинцев.

Сейчас нам известно как минимум пять конструктивных типов кукол из Белгород-Днестровского, Лиманского района, из Одессы, и съедобные лялечки-пряники из Любашевского района. Как и везде в Украине, да и по всей Земле, дети в Одесской области играли и создавали свои игрушки из природных материалов, наполнявших их мир: цветков мальв, вьюнков и одуванчиков, из подорожника и початков кукурузы, из травы и колосков, палочек и репяхов. И именно кукурузные початки и талаш, кажется, были любимым материалом для создания кукол в нашем регионе.

Початок служил основой и для шитых кукол, и для нешитьевых кукол. Из талаша делали и саму основу куклы, и использовали его в качестве набивки шитых кукол-примитивов .

Впрочем, помимо нешитьевых  кукол, встречались и шитьевые образцы.

А вот единственное пока упоминание об «обережной» кукле зафиксировано по воспоминаниям информанта из Ананьевского р-на о куклах повитухи. Это были тщательно прошитые куклы, с детализированными ручками, ножками и даже пальчиками, и изображенным лицом. Все остальные куклы исключительно игровые.

В современном прочтении и самобытной манере продолжает традиции талашной куклы одесский мастер Оксана Долгих. Ее кукла из талаша «Мавка» стала победителем конкурса среди кукол аутентичных конструкции на выставке «Украинский кукольный ренессанс». А все начиналось с простых, незамысловатых куколок из кукурузных листьев, которые в Оксаныном детстве в Луганской области крутились даже без ниток. Сейчас куклы Оксаны Долгих прекрасный пример переосмысления современным мастером, художником аутентичной кукольной традиции, сохраняющего суть и дух народной куклы, доводящего до технического совершенства аутентичную технологию.

Уникальное явление одесской кукольной культуры — невероятные и аутентичные пряничные «Лялечки» Ольги Гогулинской из Любашевского района. Ольга – единственный мастер в районе, которая хранит и возрождает традиции обрядовой рождественской выпечки и традиционных съедобных кукол-игрушек. Экспедиция в Любашевский и Кодымский районы нашей области только запланированы и, надеюсь, принесут новых кукол и заполнят несколько белых пятен на кукольной карте Украины.

Источник: Культурометр
Подписаться Поделиться Твитнуть Обсудить
Комментарии (0)
Имя *
Комментарий *