макбуки про и эйр в одессе со склада

Интересная Одесса: Михаил Рыбальченко и велопробег на полгода

21 июня 2018, 11:52 239

В 1935 году в Одессе произошло событие, которое и по сегодняшний день никто не решается повторить. Восемьдесят три года назад пятерка отважных велосипедистов под руководством известного одесского велогонщика Михаила Рыбальченко совершила уникальный велопробег Одесса – Владивосток, преодолев за полгода 14 317 километров.

Подобный велопробег проводился впервые в мире и был приурочен к десятилетию «Комсомольской правды». Идея была такова: проехать через весь Советский Союз на велосипедах «Украина», выпускаемых харьковским заводом имени Петровского, продемонстрировав силу и выносливость советских спортсменов, а также проверить отечественные «машины» на прочность. Это, в свою очередь, должно было привлечь внимание к велоспорту.

Стартовали спортсмены 30 мая 1934 года у заставы Каролино-Бугаз. Пять велосипедистов – все динамовцы. Им предстояла нелегкая задача − пересечь всю страну с запада на восток, от Черного моря до Тихого океана, пройдя более трети земного экватора. Заранее был проложен маршрут: Одесса – Киев – Харьков – Москва – Горький – Казань – Ижевск – Свердловск – Челябинск – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск − Улан-Удэ – Чита – Благовещенск – Хабаровск – Ворошилов – Владивосток. Спортсменам предстояло проехать через степи, пески, леса, тайгу, болотистые местности и преодолеть несколько горных хребтов.

Команда была молодая, самому младшему участнику пробега исполнилось двадцать лет, а самому старшему – тридцать два года. К велосипедам приспособили специальные вещевые сумки, в которые положили запас продовольствия на два-три дня, теплые вещи, медикаменты, запчасти к велосипедам и оружие от диких зверей.

«Весь путь был очень тяжелым, и даже первая половина его оказалась не такой уж легкой. По Украине и части РСФСР до города Горького (ныне Нижний Новгород, — прим. автора) ехали в жару, избавляясь от палящего солнца лишь к вечеру. Рабочий день начинался с рассветом и продолжался до темноты. От Горького и до Омска нас ежедневно сопровождал дождь. Беспрерывные ливни окончательно портили и без того плохие дороги. Десятки километров, часто по колено в грязи, несли машины на себе»,− рассказывал технический руководитель экспедиции Михаил Рыбальченко.

Спортсмены шли узкими охотничьими тропами, постоянно балансируя, чтобы не упасть, а вредная сибирская мошка набивалась в глаза и нос − от нее никакая москитная сетка не спасала. Ночевали где придется: часто под открытым небом, ибо населенные пункты встречались крайне редко.

«В районе Красноярска попали в сильную грозу. Промокшие насквозь, все в грязи, упрямо шли вперед, продвигаясь в сплошной темноте почти на ощупь и ежеминутно окликая друг друга. Часто кто-нибудь из нас проваливался в яму, наполненную водой. Тогда мы останавливались, чтобы помочь товарищу выбраться оттуда», − продолжает свой рассказ Михаил.

Почти полторы тысячи километров спортсмены вообще прошли пешком, ведя велосипед рядом, либо таща его на себе. Часто ребятам приходилось сооружать себе переправы из подручных материалов, так как в болотистой местности дороги были в крайне плохом состоянии.

«Зону вечной мерзлоты мы проходили при обильном снегопаде. Мороз достигал тогда пятнадцати градусов. Однажды, переходя какую-то покрытую льдом речку, один из велосипедистов неожиданно провалился по пояс в ледяную воду вместе с машиной. Потом долго бежали, чтобы согреться. Одежду сушили на редких привалах», − вспоминает Михаил.

Упорно перемещаясь с запада на восток к долгожданной цели, спортсмены попутно проводили с населением беседы о целях и задачах пробега и помогали местным жителям в ремонте их велосипедов, ведь в то время далеко не все умели правильно разобрать и собрать велосипед.

Рыбальченко Михаил Иванович (1910-1994)

А советским рекордсменам, в свою очередь, местное население устраивало теплые встречи. Часто спортсменов встречали целыми праздничными колоннами из машин и велосипедистов и организовывали спортивные праздники. В беде не бросали, помогали чем могли. Случай произошел за два дня до финиша, под Уссурийском (тогда еще Ворошиловым). Для велосипедистов это стало самым большим испытанием – здесь они впервые ощутили на себе силу настоящего дальневосточного снежного тайфуна.

«Шли среди сопок. Неожиданно полил сильный дождь, который тут же на наших глазах превращался в снег. Одежда сразу покрылась ледяной коркой. Ветер буквально валил с ног. Дороги не было видно дальше, чем за три-четыре шага. Силы иссякали. Хотели сделать привал и переждать, как вдруг вверху – рокот мотора. Это на небольшой высоте кружил самолет. Летчиков не было видно, но нам тогда показалось, что мы слышим их голоса, которые подбадривали нас. И мы поняли, что если в такую погоду люди отважились вылететь навстречу, чтобы придать нам силы, то мы останавливаться не имеем права, и снова пошли в пургу», – делится воспоминаниями Михаил Рыбальченко.

Наконец долгожданный финиш! 6 ноября 1935 года, в канун 18-й годовщины Великой Октябрьской революции, пятерка отважных велосипедистов въехала в празднично убранный Владивосток в сопровождении двухсот велосипедистов и множества автомашин и мотоциклов, под ликующие звуки оркестров. Полугодовой велопробег Одесса – Владивосток успешно завершился.

***

Михаил Рыбальченко (1910-1994 годы) – единственный спортсмен, который по довоенным, но непревзойденным по сей день достижениям, был занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Этот человек за свою спортивную карьеру сумел установить 18 всеукраинских и всесоюзных рекордов. Родился в Одессе.

Источник: «Волнорез»
Подписаться Поделиться Твитнуть Обсудить
Комментарии (0)
Имя *
Комментарий *