Команда Одесского худмузея создала футболки для борьбы с гендерными стереотипами
Команда Одесского художественного музея победила в конкурсе по дизайну футболок «Не вешай ярлыки» от Фонда Елены Пинчук и «Все. Свои» и получила грант на 100 тыс. грн. Результатом соревнования стало появление коллекции футболок с феминистическими лозунгами.
- Сама себе олигархиня,
- Мое тело - не фон для твоей рекламы,
- Моя красота не на поверхности,
- Мое место там, где я хочу,
- Спроси меня, когда я выйду замуж.
Эти строки вместе выглядят, будто гимн-верлибр современной женщины. А отдельно эти фразы - месседжи из коллекции футболок, дизайн которых создала команда Одесского художественного музея. Знакомьтесь, автора проекта - Инна Белоус, Юлия Бердиярова, Дарья Филиппова и Мария Целоева.
Началось все с того, что одна из сотрудниц музея как-то ночью сбросила ссылку на конкурс «Не вешай ярлыки» в рабочее чат и предложила принять участие. Идея всем понравилась, и той же ночью девушки принялись за работу. Они признаются, что вообще не ожидали такого внимания к своему проекту. Как говорится, все хайп начался не из того, что они выиграли грант, а с ... посту в фейсбуке еще до объявления результатов конкурса. Именно благодаря социальной сети о футболках Одесского художественного музея заговорили всеукраинские СМИ. Что интересно - футболок тогда еще не было, только визуализация, но желающих приобрести себе вещи из феминистическими текстами оказалось немало.
«Мы написали в фейсбуке о том, что подали заявку на конкурс, и показали эти работы. Мы рано рассказали о самом конкурсе, но нам не терпелось. Думали, что делимся постом с нашими друзьями. Затем начались репосты, но репосты не просто наших знакомых, а СМИ. Эта история о том, что иногда мы тратим много времени, чтобы рассказать о какой-то хорошую идею, и у нас не получается. Мы пишем пресс-релизы, пресс-анонсы, общаются с прессой - и ничего. А здесь мы ничего такого не делали. Но и информационный повод был очень своевременным - это было 8 марта », - вспоминает Инна.
На каждом изделии изображена женщина (или несколько) из картин, находящихся в коллекции музея, а также текстовый месседж, связанный с гендерными стереотипами. Для изображений на футболках команда выбрала следующие работы: эскиз к панно «Женщина с птицей» Зинаиды Серебряковой, «Революционерка» Юлия Бершадского, «Портрет Т. Н. Брайкевич» Константина Сомова, «Купальщица» Тимолеон Карла Неффа и «Купальщицы» Амшея Нюренберга.
Поскольку в фондах Одесского художественного музея есть несколько работ известной художницы Зинаиды Серебряковой, команда проекта не могла не показать одну из них в своей коллекции.
«На одной из футболок изображена работа" Женщина с птицей ", выполненная в 1916 году Зинаидой Серебряковой. Сама Зинаида является одной из первых женщин, вошли в художественное объединение «Мир искусства». Кстати, Серебрякова была счастлива в браке и имела четырех детей », - сообщает Мария.
Дария, которая занималась собственно дизайном футболок, рассказывает о хлопотный процесс отбора изображений для коллекции:
«Сначала Юлия подготовила месседжи, потом мы анализировали работы и обнаруживали, какая картина под какой месседж подходит. Например, мы увидели картину Сомова, на которой изображена очень истощена девушка, дочь Брайкевича. Она как бы говорит, что вы получили этим вопросом - когда я выйду замуж? Нам стало понятно, что она создана для того, чтобы рассказать эту историю ».
Команда сначала отобрала все работы, на которых изображены женщины или авторами которых являются женщины. Фаворитами стали около 20 картин, из которых выбрали только пять для конкурса. Все произведения искусства Дария анализировала с точки зрения эстетики и дизайна, поскольку в некоторых картинах силуэт женщины мог сливаться с фоном.
«Некоторые работы были достаточно этюдные, абстрактные, сложно было вырезать силуэт и красиво расположить на футболке. Я была против "супердизайном" футболок. Я считала, что должна быть только месседж и фрагмент работы, чтобы замысел четко считывался и человека не отвлекали лишние элементы », - добавляет Дария.
Авторы проекта признаются, что в своей жизни не раз сталкивались с ярлыками, изображенными на их футболках. К сожалению, им, как и тысячам украинок, даже теперь, в 2019 году, приходится часто слышать о том, что нужно поскорее выйти замуж и обязательно за состоятельного человека, ведь «женщина не может само себя обеспечить».
«Вопрос "Когда я выйду замуж?" был актуальной проблемой для нас всех, кроме Инны. Мы даже шутили, что будем одевать эти футболки на все сборы со своими родственниками », - смеется Юлия.
С таким же стереотипом много раз сталкивалась и Дария:
«Родственники мне всегда говорили, что когда я вырасту, мне нужен богатый человек, чтобы меня обеспечивал. Это не указ, но такое пожелание, чтобы у меня и в моей семье было счастливое будущее. То есть считалось, что я сама не смогу это сделать ».
Мария уверена, что фразы стали близкими многим женщинам, поскольку их создавали такие же женщины. Она рассказывает свою историю:
«Если мы говорим об одежде, то я предпочитаю черный цвет. И моя любимая футболка - с изображением революционерки Юлия Бершадского с надписью "Моя красота не на поверхности". На первых курсах института мне задавали вопрос, не умер кто-то у меня и почему я в трауре. Но время прошло, а я так же придерживаюсь своего стиля, и симпатиями в цветовой гамме никого не удивишь. Тенденция лояльности общества не может не радовать ».
В коллекции есть футболка «Мое место там, где я хочу». Именно эта фраза оказалась наиболее близкой для Инны:
«Мне всегда, начиная с института, указывали, где мое место. Я родила ребенка в 17 лет. Когда была беременна, врачи мне советовали не рожать. Это было сказано так: "Девочка, тебе 17, ты хорошая, не замужем. Зачем? Вот направление на аборт, у меня есть замечательный врач ». Фраза "Мое там, где я хочу" - это обо всем. И о машину, и о работе, и о материнстве, и о замужестве ».
Футболка «Сама себе олигархиня» родилась из шутки Дарьи:
«Я помню, как сказала однажды:" Сама себе спонсор ". А потом подумала: хорошая идея для футболки! Мне пришло в голову слово "олигархиня". Я посмотрела в гугле и поняла, что такого слова вообще нет ».
Девушки говорят, что главной задачей было сделать футболки для них самих. Когда они начали работать над проектом, сказали друг другу, что должны сделать вещи такими, чтобы им было комфортно это носить. По замыслу команды музея изделия не обязательно должны носить женщины - мужчины также могут одеть футболки, если им близки идеи борьбы со стереотипами. Мария говорит: «Сначала мы планировали сделать футболки свободного покроя и, наверное, склонялись к тому, что они предназначены для женщин. Но все больше мужчин ими интересуются, так что они подойдут всем: и мужчинам, и женщинам ». Инна добавляет: «Кстати, мужчины в нашем обществе более феминистские, чем женщины. Особенно чем женщины старшего поколения ».
Юлия рассказывает, что, возможно, команда создаст и мужскую версию коллекции: «" Мое место там, где я хочу "может подойти и для мужчин - стереотипов относительно них также много. Нам предлагают сделать серию футболок и для мужчин. Я думаю, это было бы интересно. Они также страдают от "мальчики не плачут", "ты должен быть сильным", "должен зарабатывать больше, чем женщина", "должен быть кормильцы в семье", "не можешь говорить о своих чувствах" и другие. Все имеют право делать то, что они хотят ».
Автора проекта шутку договариваются между собой не рефлексировать на Хейтер, которые не разделяют их ценности. «Даже из комментариев в фейсбуке мы увидели, что стереотипы, о которых мы говорим, есть. Когда я выложила свое фото с футболкой, на моей личной странице были такие Хейтер, потому что "яжмать". Я должна готовить и иметь традиционные ценности, а у меня - обнаженные женщины и "мое место там, где я хочу". Мы понимаем, что должны коммуницировать, поскольку мы беремся за такую тему и проходим через эти стереотипы лично. Клево, что мы имеем возможность через плакат, которым является футболка, донести эти месседжи к обществу », - рассказывает Инна.
Каждая футболка содержать у ценника картонный ярлык - объяснение, почему на футболке написано именно этот текст. Юлия, которая создавала описания о месседжи, объясняет: «Это была попытка рассказать, в чем глубинная сущность каждой проблемы. Важно было это сделать, потому что даже в комментариях мы читали, что, мол, я не понимаю этот месседж. И я понимала, что кому-то текст может откликнуться, а кому-то - нет. Человек может ежедневно сталкиваться со стереотипом и понимать месседж. А кто с этим не живет и не понимает. Стереотип ведет за собой целую систему стереотипов. Например, вопрос "Когда ты выйдешь замуж?" Можно расценить как просто бестактность, а можно и увидеть его сущность. Этот вопрос, во-первых, касается твоей индивидуальности, а во-вторых, это полное обесценивание твоего опыта и достижений, если ты замужем женщина. С этим обесценивание мы сталкиваемся во всех аспектах нашей жизни. Этот маленький текст на ярлыке - пример с музейной практики, когда ты делаешь экспликацию, которая помогает тебе понять выставку ».
Девушки уверены, что наше общество унаследовало стереотипы от советской власти. Юлия отмечает: «В начале украинское общество было более феминистическое, мужчины и женщины имели равные права. Женщина имела право на дом, на почву, на воспитание детей. Российская империя это изменила, а затем - и Советский Союз ».
«В советские времена было равноправия трудовое. Но все, что связано со стереотипами, где место женщины, было очень четким. Поэтому нам есть, над чем работать », - добавляет Инна.
Мария также делится размышлениями о феминистическое движение «сталкиваюсь с искаженным представлениям о феминизме как о новой тенденции, импортируемую с Запада, требующего отказаться от замужества, носить короткую прическу и иметь мужские манеры. На самом деле феминистская традиция появилась еще в начале ХХ века на территории Украины, в частности в Галичине. На мой взгляд, одной из феминисток в современном понимании была Ольга Кобылянская. Она говорила о равноправии и вкладывала в это понятие "возможность незамужней девушке среднего класса самой зарабатывать себе на жизнь". То есть быть самодостаточной, независимой, достигая поставленных целей, самой дойти до осознанного решения о замужестве. Мне близок ее лейтмотив "Женщина должна стать сама себе целью". Месседж на футболке "Сама себе олигархиня" - перефразированное выражение Ольги Кобылянской ».
Девушки как победительницы конкурса получат 100 тыс. Грн на дальнейшее профильное обучение или развитие бренда. Раздумывая, как потратить средства, команда пришла к выводу, что деньги пойдут на развитие Мерч для музея: «Мы обращались курсы, сегодня в Украине, которые мы могли бы оплатить с этого гранта, чтобы повысить свою компетентность в этом вопросе, но мы не смогли найти то, что нам интересно. Поэтому мы думаем направить средства на прототипирования сувенирной продукции музея, но понимаем, что этих средств не будет достаточно, даже чтобы напечатать первый тираж новой серии футболок или экосумок ».
Команда Одесского художественного музея имеет много планов на будущее и определяет направление работы: «Наши будущие проекты будут связаны и с другими проблемами в обществе, и с коллекцией музея. Но сначала нужно распространить футболки, а потом мы будем думать о других проектах. Надеемся, что благодаря AIDS эта идея станет популярной, но и мы также должны приложить к этому много усилий. Сейчас у нас замечательная коллаборация с украинским брендом одежды Duck Side, они занимаются производством футболок, принтирование, упаковкой. Мы даем только наполнение ».
Текст: Анастасия Бойченко
Фото: Саша Населенко