В Одессу прибыла выставка старинных гравюр - спешите видеть с 21 по 29.08
21 августа в 15:00 Одесский литературный музей приглашает одесситов и гостей города на открытие выставки старинных и гравюр XVII-XX вв. из фондов Музея книги и книгопечатания Украины и Одесского литературного музея.
На перекрестке путей: путешествие книг и авторов, печатников, граверов Киева, Львова, Одессы XVII-XX вв.
На выставке представлены уникальные старопечатные и издание типографий Киево-Печерской лавры, Львовского ставропигиального братства, Львовской типографии Михаила Слезки, путешествующей типографии Транквилиона Ставровецкого (г.. Рохманов) XVII-XVIII в., Одесской типолитография Е. Фесенко, среди которых:
Первое киевское издание книги «Беседы на деяния святых Апостолов» 1624
Большой Требник Петра Могилы 1646
Первое издание Киево-Печерского Патерика 1661
Первый отечественный толковый словарь Памви Беринди «Лексикон славенороський», Кутейн, 1653 (второе издание)
Первый отечественный учебник по гомилетике (проповедничества) и сборники проповедей выдающегося украинского церковного деятеля, ректора Киево-Могилянской академии Иоанникия Галятовского — Киев, 1659
Уникальная гравюра — современный отпечаток эстампа Н. Зубрицкого «Осада Почаева турками» 1704 Родословное Древо преподобных Киево-Печерского монастыря «сэр. XVII в. — единственный известный экземпляр в Украине
Первое издание книги Транквилиона Ставровецкого «Евангелие учительное» 1619
«Философия Аристотелева» М. Козачинского с мидеритамы Григория Левицкого, Львов, 1745
Хромолитография «Общий вид Киево-Печерской лавры» 1909, издана в Одесской типографии Е. Фесенко, вероятно по эскизам Амвросия Ждахи.
В литовско-польский и казачества Киев и Львов сыграли исключительную роль в национальном, религиозном и духовной жизни украинского народа. Во времена безгосударственности, религиозного противостояния и жестоких войн Украина неоднократно стояла перед опасностью не только государственного, но и культурного размежевания. Это, в свою очередь, представляло серьезную угрозу единству украинской нации и ее исторической перспективе на восточноевропейском пространстве.
Loading...
При таких обстоятельствах солидарность элит разных украинских земель (прежде всего Киева и Львова) в вопросах общего культурного пространства и общего будущего сыграла решающую роль в процессах консолидации украинского народа. Особое место в решении проблем единства Украины XVI-XVIII вв. сыграли отечественные издатели. Типографии Киева, Львова, Чернигова, Луцка и др. городов формировали информационное пространство, которое укреплял осознание общности духовных корней Украинская разных регионов. В результате, жители Закарпатья, которые никогда не видели Центральной Украины, знали и помнили о Киеве как о «Второй Иерусалим» их родины именно благодаря киевским изданием; в свою очередь, жители Левобережья, в условиях преследования Москвой украинской печати, получали духовную пищу благодаря книгам типографий Почаева и Львова. Представляется значимым тот факт, что осознанию соборности Украины не смог повредить даже факт конфессионального разделения украинства на православных и униатов.
В XIX в. славу Украины в области издательского дела творили Одесский издатель Евфимий Фесенко и выдающийся украинский художник Амвросий Ждаха. Их издания и работы известны далеко за пределами Украины. По инициативе Е. Фесенко был начат проект издания «Кобзаря» Тараса Шевченко, а проиллюстрировал Амвросий Ждаха. Евфимий (Ефим) Фесенко -друкар и издатель родом с Черниговщины, а впоследствии стал знаменитым одесситом. 1883 заложил в Одессе типографию, в том числе выдавал иконы, лубочные картины в украинском стиле, открытки с текстами народных песен и нотами, иллюстрированные творцом Амвросием Ждаха, происходившего из задунайских казаков.
Печатники Киева, Львова, Одессы время расходились в своих религиозных и политических предпочтениях, однако их труд снова и снова сводил их на перекрестках дорог, ведущих к Соборности Украины.
Выставка продлится до 29 октября
Адрес: Одесса, ул. Ланжероновская, 2