В Одессе отмечают день запуска трамвая - 111 лет назад он появился в городе
В Александровском парке Одессы, ныне парке Шевченко, 24 сентября 1910 года запустили первую, так называемую выставочную, городскую линию трамвая. А уже через два-три года трамвайные линии оплели густой сетью практически всю Одессу и вышли в пригороды - в Люстдорф, на Большой Фонтан и к Хаджибейскому лиману, на Пересыпь и в Лузановку. Следующая большая перестройка проходила с1934 года до начала 1970-х: трамвайные сети переходили с узкой колеи на широкую, были построены и новые линии.
Сейчас в Одессе парк подвижного состава насчитывает 202 пассажирских (из них задействованы в перевозках чуть более 150) и 23 служебных вагона. В том числе 111 - модернизированные в период 2002-2012 годов трамваи модели "Татра-Т3", "начиненные" новой электроникой. Еще 28 вагонов в 2015-2016 годы были собраны в Одессе в местных вагоноремонтных мастерских путем. Сохранились и музейные ретро-трамваи: один переделанный в открытый прогулочный "МТВ-82", другой - в поливомоечный "МТВ-82" и еще "КТМ-1" 1949 года выпуска, перестроенный в двухкабинный с рамой вагона 1930-х годов.
В последнее время одесский трамвай переживал непростой период. За почти 30 лет город получил всего 12 новых трамваев, хотя в период бесплатного проезда в 1994-1998 годы Одесса потеряла почти половину парка трамваев. На улицах Успенской и Балковской были уничтожены трамвайные линии.
Теперь же можно надеяться, что перед одесским трамваем открываются неплохие перспективы. Главная - создание нового маршрута беспрерывного сообщения, известного горожанам как скоростной маршрут "Север-Юг". Маршрут от поселка Котовского до поселок Таирова через центр Одессы и железнодорожный вокзал требует масштабной подготовки. Уже отремонтированы некоторые линии трамвая в центре Одессы, сделана трамвайная развязка у Пересыпского моста, вступает в завершающий этап укладки трамвайных путей участок на последнем квартале улицы Преображенской - всё за счет городского бюджета. Подвижной состав «обогатится» на 12 многосекционных низкопольных трамваев за кредит Европейского инвестиционного банка в 20 миллионов евро и около 4 миллионов из муниципального бюджета.
Словом, в свои 111 лет одесский трамвай старичком не выглядит и имеет вполне неплохие перспективы.