Парламентарии Украины подсчитали стоимость референдума - о чем он будет?
Проведение референдума будет стоить украинцам примерно столько же, как и проведение выборов - около 2 млрд грн.
О поисках суммы на данну процедуру тоже уже высказались нардепы. Так, "слуга народа" Даниил Гетманцев сообщил, что согласно законопроекта финансирование референдума пойдет из резервного фонда КабМина. То есть, Рада не будет принимать решение о поисках финансирования.
Напомним, 26 января Верховная Рада приняла законопроект о всеукраинском референдуме, который позволит вынести на суд народный вопросы об изменении территории Украины и отмены принятых парламентом законов.
Президент страны Владимир Зеленский уже поприветствовал данное решение.
В ВО "Батькивщина" заявили, что уже готовы вывинуть наиважнейшие пять вопросов и инициировать проведение такого референдума.
Скептики полагают, что данный законопроект дает украинской власти мощный инструмент по форсированию политических решений.
Справка:
Со времени провозглашения Независимости Украины в 1991 году, референдумы проводились дважды:
- Всеукраинский референдум собсвенно относительно Независимости в 1991 году (в голосовании приняли участие 84,18% граждан и 90,32% из них поддержали выход из состава СССР и Акт провозглашения независимости Украины)
- Всеукраинский референдум по внесения изменений в Конституцию Украины в 2000 году
Для обозначения референдума используют латинское слово "плебисцит" и производное от него при характеристике режима — "плебисцитарная демократия".
В настоящее время классической страной плебисцитарной демократии считается Швейцария, где референдумы проводятся регулярно и подразделяются на три вида: 1) обязательные — если вновь принятый закон затрагивает Конституцию страны; 2) условные; 3) совещательные.
Одним из условий проведения референдумов является общественная стабильность, т. е. отсутствие войн и революций.
В обстановке высокой социальной напряжённости, а тем более глубоких политических и социально-экономических кризисов, не многие граждане способны сделать свой выбор осознанно.
Если условия стабильности отсутствуют, плебисцитарная демократия, которая, на первый взгляд, представляется высшим воплощением народовластия, на самом деле дает политической элите широкие возможности для манипулирования.
Зрелая гражданская позиция подразумевает наличие стабильного материального статуса и растущего уровня образованности и развития самообразования у участников политического процесса. В Украине с этим возникли сложности в силу ряда обстоятельств.
Во-первых, с момента распада СССР в 1991 году и окончательного оформления безъядерного статуса по Будапештскому меморандуму в 1994 году геополитическое значение Украины долгое время сводилось к роли объекта, а не субъекта международной и межгосударственной политики.
Во-вторых, с начала 1990-тых свободный рынок и демократические ценности, наложившись на массовую бедность населения и низкую политическую культуру, привели к возникновению гибрида государства и олигархии, когда демократические институты становились фасадом для легитимизации распоряжения крупной олигархической собственностью. Логичным следствием такой крупномасштабной политической и социально-экономической конъюнктуры стало снижение политической независимости и осознанной активности большинства граждан страны.
Читайте также: Подобострастие