Одесские дворики, душа города, доживают последние дни
Старые одесские дворы придают Одессе особый колорит и являются одной из главных знаменитостей города. Старый одесский двор это характер и суть самой Одессы. Ведь там продолжается личное пространство его жильцов. На центральных городских улицах каждый дворик имеет своих личных героев, а объединяет их та самая атмосфера Одессы-мамы.
Заглянем же в самые яркие дворики на нескольких одесских улицах.
Улица Маразлиевская - тихая и домашняя, появилась еще в 1828 году. Сначала ее назвали Новой. Но позже, дали название в честь главы города, Григория Григорьевича Маразли. И уже в конце ХІХ столетия здесь жили сливки общества. Под стать тогдашнему населению и старинные дома – они утонченно строгие.
Большую часть левой стороны улицы занимает парк, потому нам надо перейти на правую сторону. Элита тех времен строила с большим размахом – что ни дом, то архитектурный памятник.
Пышные фасады со скульптурными и лепными украшениями, тяжелые кованые ворота, в парадных - массивные лестничные перила из дерева. Снаружи все выглядит еще прилично и вызывает восторженные вздохи гостей. А вот дворы заметно поизносились: почтовые ящики покрылись ржавчиной, отвалилась штукатурка, и растрескался асфальт. Почти в каждый дворик можно заглянуть чужому человеку, потому что здесь по старинке все открыто.
Улица Малая Арнаутская,
несмотря на то, что расположена неподалеку железнодорожного вокзала и практически в центре, достаточно спокойная и малошумная. Назвали ее так, потому что после одной из русско-турецких войн, здесь поселились арнауты. Так турки называли православных албанцев.
По одесским легендам, на Большой Арнаутской жили высокорослые албанцы, а на Малой – низкорослые. Они были ремесленниками и коммерсантами - поэтому на Малой Арнаутской продавалось все: обувь, одежду, книги, продукты, уголь и дрова. Да впрочем, найти можно было все. В советские времена здесь подпольно работало много цеховиков и появился нарицательный образ «сделано на Малой Арнаутской».
Эти времена уже в прошлом, но одесситы тщательно берегут истории о том, что в доме No 9 жил знаменитый писатель Илья Ильф- соавтор романа «двенадцать стульев». Вам расскажут, что в доме No10 жили фальшивомонетчики, чеканившие монеты, которые ничем не отличались от настоящих. В доме No 40 жил мужчина, генерировавший идеи быстрого заработка относительно честными способами, который и стал прообразом Остапа Бендера. А во дворе дома No 17 вам дадут испить из действующего более ста лет колодца.
Улица Мясоедовская
названа в честь одесского фабриканта Дементия Мясоеда, владельца пивного и квасного заводов. Кстати, они здесь и располагались. В то время это было рабочее предместье города.
Как и на большинстве других улиц на Молдованке, на Мясоедовской в основном расположены двух- трех- этажные жилые дома. Дворы прячутся за металлическими воротами с кодовыми замками, но днем они бывают открыты. Несмотря на давнюю дурную славу района, колоритные дворики притягивают любопытных туристов.
Местные жители вам расскажут, что в доме под No 6 жили родители легенды одесского уголовного мира – Мишки Япончика. Здесь еще не утрачено чувство соседства: жители частенько собираются вместе попить чайку, поболтать.
Знают, общаются друг с дружкой, как в сельской местности. В городах это уже большая редкость.
Снимки Маши Гонтарь