О творческом пути, вдохновении и вере в себя рассказала писательница Галина Вдовиченко

07.02.2019
9373

Корреспондент Украинской Службы Информации побывала в издательстве "Видавництво Старого Лева" на Екатерининской, окунувшись в мир книг, где взяла интервью у одной из самых успешных украинских современных писательниц — Галины Вдовиченко. Она рассказала о том, какие у нее мечты, с чего начинался ее путь как автора и почему так важно найти в этом мире свое предназначение.

Галина Вдовиченко — автор известных украинских романов и детских книг, которая занимается писательством на протяжении 10 лет. Она — уверенная в себе, сильная женщина, но при этом светлая и мягкая, как и ее истории. Ее романы — это путеводитель для многих современных девушек, которые хотят понять суть отношений, а детские книги — источник вдохновения, юмора и духа авантюр.


Расскажите, как вы начинали свой творческий путь писательницы? Как в вас зародилось понимание того, что именно это — ваше?

У меня всегда было внутреннее предчувствие, что я когда-то начну писать. Знала, что это будет книга, роман, и что я обязательно дозрею до этого. На тот момент я работала журналистом в печатном издании — график был ненормированный, поэтому я откладывала реализацию своей мечты на потом. У меня были дневники, которые я вела во время отпуска, это были истории, похожие на комиксы. Я их сама иллюстрировала.

Откладывала свои попытки писать "другое" очень долго, у меня было виновато все что угодно — время, события, обстоятельства, только не я сама. И только когда задала себе прямой вопрос "Чего я хочу на самом деле? И когда?", я поняла, что хочу писать роман и немедленно.

Был еще "звоночек", который напомнил мне не забывать про свои мечты. Мы отдыхали с детьми в Карпатах и нашли заброшенное старое здание санатория: из окон пробивались деревья, а под бетонными плитами виднелась жуткая чернота — и я начала придумывать историю, похожую на фильм ужасов. Такой сценарий к фильму. Подумала тогда: приеду домой и запишу, но начались журналистские будни — и я не вернулась к этой истории. Это был мне урок — он дал мне понять, что если не сделаешь что-то вовремя, не запишешь возникший рассказ — он пропадет, канет в Лету. И вот когда я поняла, что мне так и не представится возможность спокойно писать то, что хочу, я взяла эту возможность сама. Купила старый ноутбук, после работы пришла домой и написала первое предложение будущего романа "Пів’яблука". Закончила роман спустя год и четыре месяца. Если есть мечта или желание что-то сделать, но нет возможностей, не нужно оправдывать бездействие внешними обстоятельствами. Почти все зависит только от нас.

Вы решились переиздать свой первый роман и его продолжение спустя 10 лет. Расскажите — почему?

Тиражи этой книжки давно закончились. Я захотела к ней вернуться, и когда редактировала, утвердилась в том, что хочу, чтобы эта книга опять нашла своих читателей. Она умеет вдохновить, есть у нее такая способность, не знаю, как это получилось. Мне не раз говорили читательницы о том, что после этого романа сделали, наконец, то, что давно откладывали, попробовали свои силы в чем-то новом. Я и сама убедилась, что не случайно к ней вернулась. Она и мне кое-что подсказала, очень важное. Очень вовремя все случилось. И вот в новой авторской редакции в издательстве "Видавництво Старого Лева" выходят "Пів’яблука" и "Інші пів’яблука" под одной обложкой. Это история о четырех подругах и о том, как складывается их жизнь спустя 5 лет. Я надеюсь, что и новые читательницы его воспримут, и те, кто когда-то его прочитал, откроют его для себя заново. Уверена, они увидят в нем что-то новое для себя.

Когда я начинала писать, никто об этом не знал. Мне было страшно, потому что я была не уверена в том, что делала. Очень важна поддержка первого читателя. Очень важна оценка того, кому доверяешь. Когда я дописала книгу, первым делом дала распечатку дочке.

Я сидела рядом с ней, мне было очень важно, как она отреагирует. Она сказала: "Мама, это бомба". Преувеличение, конечно. Но именно эта реакция и стала поддержкой, после этого я решилась дать почитать написанное дочкиным и своим подругам. Роман пошел в люди еще до выхода в свет…

В вашем первом романе главная героиня Галина тоже работает журналисткой, как и вы когда-то. Она — это прототип вас?

В какой-то мере да, ведь эту "кухню" журналистики я знаю очень хорошо, брала некоторые эпизоды и моменты из жизни, из своего опыта. Но она — не я. Когда герой сформируется, он начинает жить своей жизнью, порой даже кажется, что не автор ведет его, а наоборот. Выдуманные герои оживают, словно становятся реальными людьми со своей логикой поведения, и есть такие вещи, которые они могут диктовать писателю.

Момент, когда роман стал популярным, когда его начали читать многие. Что вы ощущали тогда? Какие моменты вам запомнились?

Ну вот один удивительный факт. В романе "Пів’яблука" одна из героинь, дизайнер Ирина, создала коллекцию по мотивам произведений моего любимого скульптора Иоганна Георга Пинзеля и назвала ее "Святое и грешное". Два-три года назад ко мне пришла львовская дизайнер Ивона Лобан и сказала, что книга открыла для нее этого скульптора и вдохновила на создание коллекции по его произведениям, а потом пригласила меня на показ, который проходил на Форуме издателей перед Дворцом Потоцких во Львове. Модели вышли к зрителям с яблоками в руках, как в романе, и ведущий сказал фразу: "В легенде о яблоке Пинзеля, удивительном творении великого мастера…" — и так далее, такое было вступление. И я поняла, что вот так и рождаются легенды. Историю про "яблоко Пинзеля" я выдумала, нигде, ни в каких источниках нет таких данных, но легенда на то и легенда, она сама выбирает от чего оттолкнуться, что взять за основу. Порой мы сами создаем легенды.

Не удивлюсь, если когда-нибудь найдется какая-то неизвестная до сих пор скульптура мастера Пинзеля, малая форма. Почему бы не яблоко? Ведь нашли же несколько лет назад боцетти Пинзеля (эскизы к большим работам). Каждый творческий человек хотел бы создать нечто простое, понятное и доступное каждому — по форме, но глубокое, многослойное по содержанию.

Что для вас значит "не бояться" своих желаний и порывов в творчестве?

Да просто ничего не бояться в работе. Захотела — делай. И я считаю, что мечты нужно проговаривать. Существует пословица "Скажи вслух о своих планах — насмеши Бога", но все равно стоит говорить о том, о чем мы мечтаем. Вселенная слышит твое желание, понимает, что тебе нужно, и берется помогать. Как минимум, сказать вслух самой себе — а затем начинать планировать и делать первые шаги. Нет ничего безысходнее, чем фраза "Я так и не сделал то, о чем мечтал". Так жаль, когда человеку не удалось по каким-то причинам реализовать свои возможности. А ведь очень часто так случается потому, что ты не решился начать.

Почему вы начали писать детские книжки и рассказы? Что вас привело к этому?

У меня это началось параллельно с написанием первого романа. А потом уже поддерживала и вдохновляла большая радость от того, что дети принимают эти книги, любят их. Самый сильный отклик — когда ребенок входит во вкус самостоятельного чтения, когда не нужно заставлять читать, когда ребенок сам начинает понимать, какое это удовольствие. Это самая важная оценка детской книжки.

Ваши "36 і 6 котів" недавно вышли в Китае. Как их там воспринимают?

А вот самой интересно, станут ли герои такими же близкими и понятными китайским детям, как украинским. Я хочу, чтобы эту книжку перевели на многие языки. Через книги можно больше узнать о другой стране, чем из выпусков новостей. И хочу наконец-то дописать свою первую детскую книжку, которую когда-то отложила на несколько недель, а получилось — на несколько лет.

Планируете ли вы дописать эту книгу? Как думаете, почему так происходит, ведь это не редкость, что автор начинает работу и не заканчивает?

Моя племянница не раз спрашивала, когда я допишу ее. А я все откладываю.

Оправдываю это тем, что руки не доходят и времени не хватает, что другие идеи отодвигают эту историю на потом. А ведь стоит сказать себе "не ври", просто лучше организуй свое время и сделай это, тебе ведь интересно. Желание и потребность написать не пропали. Если не возвращаться к своей идее — она уйдет к другому, кто-то другой найдет и время, и силы, и вдохновение. Вот уже в некоторых чужих книгах появились определенные элементы, о которых я думала. Мысли материальны. Любой замысел уже где-то существует, уже ждет, когда возьмешься за его реализацию. У него тоже есть лимит терпения. Поэтому все нужно делать вовремя, не откладывать надолго. Рискуешь не успеть.

Читатели часто оставляют отзывы, что хотели бы увидеть ваш роман в экранизации, как и детские рассказы в виде мультфильмов, как вы на это смотрите?

Я бы очень хотела, чтобы роман "Пів’яблука" и его продолжение превратился в качественный сериал, я вижу это так. Он бы легко перевелся на язык сценария. Мои детские книги — и серия "36 і 6 котів", и "Мишкові миші", и "Чорна-чорна курка" — это основа для украинских мультфильмов, которые, я думаю, были бы интересны и у нас, и в других странах.

Я ждала момента, когда в Украине начнет бурно развиваться кино, — и вот он настал. Государство начало финансировать кинематограф, специалисты у нас были и есть, появляются новые, талантливых актеров у нас хватает… Мы через кино можем высказываться понятнее, говорить о себе миру больше…

Что вы могли бы посоветовать начинающим писателям?

Это очень нелегкая профессия, но если человек выбрал такой путь, то он должен быть готов ко всем испытаниям. И одно из них — испытание искренностью. Начал говорить — говори, проговаривай то, на что, возможно, не решишься даже с близкими. Автор в тексте раскрывается как нигде. Поэтому одна из заповедей пишущего: не бойся!

И еще один совет, практический: когда напишется текст, нужно обязательно дать ему отлежаться, забыть о нем. Когда-то этот совет я прочитала у Стивена Кинга, и подумала: каждый, кто пишет, понимает о чем он. Это нужно для того, чтобы книга не вышла "сырой". Через какое-то время, хотя бы через две-три недели, перечитывая свой текст, будешь видеть его свежим взглядом. Вот тогда и начинается настоящее редактирование. Спешка тексту не на пользу.

Расскажите, какая самая приятная оценка произведений и сталкивались ли вы с критикой, как относитесь к ней?

Для меня как для автора нет ничего приятнее, чем видеть свою книгу "залюбленной", зачитанной до дыр. Я видела такие. Часто бываю в библиотеках — провожу встречи с читателями. Слышу от библиотекарей: ваши книги не ночуют дома, кто-то сдал — кто-то тут же взял. Однажды я увидела свой первый роман в библиотеке со стертой обложкой, с собранными и скрепленными заново страницами, даже сфотографировала его, где-то есть у меня это фото, вызывающее такие противоположные чувства…

А критика должна быть. Отношусь к ней как к составляющей работы. В идеале литературный критик помогает писать лучше, есть и такие. Иногда литературный критик на что-то важное не обращает внимания, но глубже прочитывает в тексте то, о чем автор сказал неосознанно, интуитивно. Бывают сюрпризы прочтения. Один и тот же критик за один и тот же роман может и похвалить, и наоборот. Забывает, что ли? У меня есть такой чудесный опыт. Я говорю это к тому, что не нужно зацикливаться на оценке. Прислушиваться к дельным советам, делать выводы — это одно, но не быть зависимым от того, кто что скажет. Продолжать учиться писать и быть себе самым требовательным критиком.

Расскажите, над какой книгой вы работаете сейчас?

Это будет роман об отношениях мужчины и женщины в тот важный момент в жизни двоих, который никому не удастся избежать. И это первый роман, о котором мне не хочется ничего говорить, а только дописать его и отдать читателю. Я сама бы хотела прочитать такую книгу, поэтому, наверное, ее и пишу. До сих пор неизвестно, удалась она мне или нет, продолжается борьба автора и текста.

Бывают моменты, когда я готова все бросить, но проходит день-два, и я к нему возвращаюсь. А бывает, что работа хорошо идет, я и текст помогаем друг другу, понимаем, чего хотим друг от друга. Роман движется. А я опять убеждаюсь, что не так автор выбирает тему, как тема выбирает автора. А что из этого выйдет — время и работа покажет.

Разговаривала: Александра Ковтуцкая

Читайте еще

История пляжа Ланжерон
На Ланжероне сегодня едва ли осталось что-то из тех давних времен. Лишь Ланжероновская арка, сквозь которую мчатся машины, спускаясь к набережной, напоминает о даче Александра Ланжерона - градоначальника Одессы в 1816-1820 годах....
11.04.2024
2038
Обзор приятной кофейни «БИСКВИТ» на проспекте Шевченко
Первое впечатление: Какой яркий кофейный аромат! Чашечка кофе то что нужно в дождливую погоду Оформление интерьера простое и лаконичное в европейском стиле с деталями бирюзового цвета. Кованые ножки кофейных столиков напоминают об...
22.04.2023
6406
По рейтингу Укрзалізниці Одесский вокзал - лучший в Украине
По рейтингу «Укрзалізниці», составленному по отзывам пассажиров,Одесский вокзал - лучший в Украине. Кроме вокзала в пятерку лучших вошли также два поезда из Одессы. Как сообщает издание «Пассажирский транспорт», несколько месяцев назад «Укрзализныця»...
01.07.2022
1624
Замечательная Одесса: Дерибасовская – любимая улица любимого города
Дерибасовская улица в Одессе – это самое сердце города. Как только на неё ступает нога гостя,  начинается неимоверное. Ведь не в каждом городе главная мостовая построена из уникальных лавовых плит  из вулкана...
30.06.2022
1923