Из истории Одессы: как менялась Карантинная гавань

20.06.2018
16746

«Одесская Жизнь» продолжает показывать в старых и современных фотографиях с высоты птичьего полета, как менялся и меняется наш город. На этот раз мы рассказываем о Карантинной гавани.

В начале существования Одесского порта в нем было всего две гавани, защищенные молами и волноломами, — Карантинная и Практическая. Но в Каратинной гавани, несмотря на ее статус, также проводились грузовые операции. Рядом стояли судна «на практике», то есть — в процессе разгрузки или погрузки, и «на обсервации», то есть — отстаивающиеся на карантине на случай болезни. Возможно, «благодаря» такому соседству, в Одессу после 1812 года неоднократно проникали чума и другие опасные заболевания.

На фото начала ХХ века видна Карантинная гавань после реконструкций Одесского порта в 1850-х и 1865 года. Карантинный мол — узкий и извилистый, он заканчивается Воронцовским маяком. Именно к Карантинному молу швартуются крупные морские грузовые пароходы. Зерно на них грузят конвейерами прямо из железнодорожных вагонов — они подаются по деревянной эстакаде. Той самой, которая сгорела в 1905 году, потом была восстановлена, а во время Гражданской войны окончательно разобрана на дрова. На Бакалейной набережной и Платоновском молу также швартуются крупные суда, в том числе — полувоенные Добровольного флота, которые обслуживали линию на Владивосток. Общая длина причалов Карантинной гавани достигла 2000 метров.

В Карантинной гавани в начале ХХ века стояли и пассажирские суда. Особенно большим был поток паломников в Палестину.

У основания Карантинного и Платоновского молов стояли пакгаузы для импортных и экспортных грузов РОПиТа, здания управления порта и таможни.

На фото 2010 года мы видим Карантинную гавань такой, какой она была с конца 1970-х и почти по настоящее время. Начиная с 1973 года провели ее полную реконструкцию. Ради создания контейнерного терминала намыли огромную территорию, расширив Карантинный мол. К 1985 году построили знакомую всем желтую башню портовой диспетчерской. Длина причалов увеличилась до 3900 метров. Три огромных контейнерных крана установили в 2005-2010 годах. Примерно тогда же построили зерновой терминал с металлическими емкостями для хранения зерна.

На фото 2018 года мы видим нынешнее состояние Карантинной гавани и панораму всего Одесского залива. За 2010-2014 годы здесь намыли новую территорию в сторону открытого моря, где построен еще один контейнерный терминал с тремя перегружателями высотой более 75 метров. Теперь именно он доминирует в морском фасаде Одессы. Терминал защищен волноломом. Но его построили так неудачно, что часть бетонных конструкций попросту утонула.

Читайте еще

История пляжа Ланжерон
На Ланжероне сегодня едва ли осталось что-то из тех давних времен. Лишь Ланжероновская арка, сквозь которую мчатся машины, спускаясь к набережной, напоминает о даче Александра Ланжерона - градоначальника Одессы в 1816-1820 годах....
11.04.2024
487
Обзор приятной кофейни «БИСКВИТ» на проспекте Шевченко
Первое впечатление: Какой яркий кофейный аромат! Чашечка кофе то что нужно в дождливую погоду Оформление интерьера простое и лаконичное в европейском стиле с деталями бирюзового цвета. Кованые ножки кофейных столиков напоминают об...
22.04.2023
5893
По рейтингу Укрзалізниці Одесский вокзал - лучший в Украине
По рейтингу «Укрзалізниці», составленному по отзывам пассажиров,Одесский вокзал - лучший в Украине. Кроме вокзала в пятерку лучших вошли также два поезда из Одессы. Как сообщает издание «Пассажирский транспорт», несколько месяцев назад «Укрзализныця»...
01.07.2022
1427
Замечательная Одесса: Дерибасовская – любимая улица любимого города
Дерибасовская улица в Одессе – это самое сердце города. Как только на неё ступает нога гостя,  начинается неимоверное. Ведь не в каждом городе главная мостовая построена из уникальных лавовых плит  из вулкана...
30.06.2022
1535