Интересная Одесса: для чего Ришелье личные связи использовал
Первая печатная книга, опубликованная в Одессе, увидела свет в 1814 году, через двадцать лет после основания города, а называлась она «Начертание правил воспитания в обоих Одесских Благородных институтах». Анонимное издание в виде небольшой брошюры было своеобразной заявкой на открытие в городе такого типа учебного заведения, которое по своему статусу было бы приравнено к университету.
Ведь в то время в Одессе высших учебных заведений еще не было, а название «Благородный институт», которых было два – отдельно для юношей и для девушек, отнюдь не отображало своей внутренней сущности − структура не вполне понятна, статус тоже.
Исходя из сложившейся ситуации, тогдашний градоначальник Одессы герцог де Ришелье принимает решение пригласить из-за границы образованного педагога, который бы оказал посильную помощь в организации и реструктуризации обоих одесских институтов, а проще говоря, помог бы превратить эти заведения в настоящие высшие учебные заведения. Выбор Ришелье пал на аббата Николя.
Доминик Шарль Николь, нормандец по происхождению, был преподавателем парижской иезуитской коллегии св. Варвары. Однако в силу сложившейся политической ситуации, перебрался в Петербург, где вскоре открыл свой пансион для отпрысков великосветского общества. Среди воспитанников французского аббата значились такие известные фамилии, как Волконские, Голицыны, Юсуповы, Орловы и другая элита Российской империи. К сожалению, пансион профункционировал недолго – эпидемия какой-то страшной болезни прекратила его существование.
Герцог де Ришелье оказывает активное содействие аббату Николю в назначении его на должность визитатора римско-католических церквей Новороссии, и аббат Николь переезжает в Одессу. Здесь он принимает активное участие в жизни города и реорганизации обоих институтов.
Скорее всего, «Начертание правил воспитания в обоих Одесских Благородных институтах» аббат (а именно он и является анонимным автором данной книги) подготовил сразу же после его переезда в Одессу.
Аббат Николь предполагал создание высшего учебного заведения закрытого типа в лучших традициях классического образования. Так, его воспитанники должны были изучать русский, латинский, французский, немецкий и древнегреческий языки, древнюю, средневековую и новую историю, математику, географию, изящную словесность, риторику, философию, военные науки. Выпускники обоих институтов, после окончания заведений, должны были уметь музицировать, танцевать, фехтовать и, конечно же, хорошо ориентироваться в вопросах религии.
В «Начертаниях правил» говорилось, что общее количество учащихся должно составлять не более ста человек. Было четыре класса, со сроком обучения по два года в каждом. Причем это обучение было круглогодичным, без каникул. Исключения составляли лишь воскресные и праздничные дни да еще две недели в конце июля – пребывание воспитанников на загородной даче, когда занятия проводились лишь в первой половине дня.
Вот пример распорядка одного учебного дня в обоих институтах, составленного аббатом Николем:
«От 6 часов до 7-ми вставать и одеваться; потом следует чтение священных книг и молитва.
От 7 до 12, учение, с переменкою на полчаса для отдохновения.
От 12 до 2 часов, обед и отдохновение.
От 2 до 7, учение, с переменкою на полчаса для полдника и отдохновения.
От 7 до 8, танцы, музыка, фехтование или чтение.
От 8 до 9, ужинать, молиться Богу и ложиться спать».
Правила написанные и укомплектованные аббатом еще надо было издать, а с этим возникли некоторые трудности. В то время в Одессе нельзя было выпускать самостоятельные печатные материалы, а только перепечатывать со столичных изданий. Дабы уладить споры и разногласия по данному вопросу Герцог де Ришелье прибегнул к использованию личных связей с Императором, а также собственноручно написал предисловие к «Начертаниям правил».
Герцог Эммануил Осипович Дюк де Ришелье
Публикация начиналась следующими словами: «Его Сиятельство, Господин Херсонский Военный Губернатор, Эммануил Осипович Дюк де Ришелье, желая дать Одесскому Благородному Институту правила воспитания, более ко всему отечественному приноровленные, и в преподавании наук ввести порядок более классический, почел лучшим средством, для доставления ему сей двоякой пользы, следующий план». А далее следовал уже собственно текст самих правил, составленный аббатом Николем.
После публикации книги «Начертание правил воспитания в обоих Одесских Благородных институтах» сам институт просуществовал всего три года и в мае 1817 года был преобразован в Ришельевский лицей, который, в последствие, станет Новороссийским университетом, а еще позже получит статус Одесского национального университета имени И.И.Мечникова.
Аббат Николь займет должность директора уже Ришельеского лицея, а его «Начертание правил» с некоторыми изменениями и небольшими дополнениями лягут в основу учебного плана вновь созданного высшего учебного заведения.