Это очень странное пространство, — художник Игорь Гусев о Греческой площади
Когда заходят разговоры о сохранении исторического наследия Одессы, чаще всего накатывают бессилие и безнадежность. Среди общественности уже было много шума, возмущения и боли. Но современная градостроительная политика по-прежнему не предусматривает комфорт для местных жителей и привлекательность образа города перед туристами. Данный материал лишь маленькая иллюстрация на тему «городское пространство Одессы».
В редакции «Лоции» вспомнили место, с которого начался современный архитектурный бум. Греческая площадь — достойный образец градостроительной политики Одессы, прекрасный и ужасный одновременно.
Формально Греческая площадь — место отдыха и культурного досуга. Она входит в состав туристических маршрутов города. По факту — это многоуровневая проходная зона с внезапно обрывающимися пешеходными тропинками между паркингом, торговыми точками и недорогими закусочными.
Первый бизнес-центр построили под лозунгом «прорыва европейского ветра перемен в провинцию у моря». После этого Греческая площадь надолго превратилась в строительную площадку. Строили, строили, после вели аварийные работы, и снова строили. Затем перестраивали, снова аварийные работы, и снова строили, пока не застроили.
Журналист и фотокорреспондент «Лоции» отправились оценить удобство Греческой площади и случайно встретились с художником Игорем Гусевым. Он отложил важную встречу, чтобы ответить на вопрос почему на Греческой площади так неуютно.
Среди архитекторов и художников ходят слухи, что новострой на Греческой площади — №1 по уродливости в городе. Ты можешь это прокомментировать?
Архитектурные нововведения в городе начали с этих двух прекрасных зданий — «Антошки» и «Ольвии». В то время, когда их построили, не было еще архитектурного бума и они были более-менее с закосом под старинную архитектуру. И я лично тогда на это внимания не обратил.
Но когда под ними вырыли котлован, который спустя пару лет зарыли, потом опять вырыли, и потом через пару лет снова зарыли, и сверху построили киоски из стекла и бетона с дорическими колоннами, то тогда стало понятно, что предыдущие здания «Ольвия» и «Антошка» тоже чудовищные.
Я тогда посмотрел и диву дался, как умело эти здания протиснулись в архитектурное убранство города, будучи домами-уродами.
И все же, почему на Греческой площади не хочется сидеть на скамейках, не спеша проводить время и отдыхать?
Это очень странное пространство. «Радуют» стеклянные киоски и неработающие фонтаны, резервуары для воды с полным ее отсутствием. Удивляют сделанные в стиле хай-тек клумбы с подсветкой, которые очень смело контрастируют с будками, греческими колоннами и пластиковыми пристройками. Здесь все очень странно.
Отметим, что на противоположной стороне площади, со стороны Дерибасовской, тоже есть фонтан, цветочные клумбы и пешеходная зона. Но там не предусмотрены скамейки, так что любоваться открывающимся видом удобнее всего из кафе с шаурмой по-соседству.
Какими культурными словами можно описать это здание?
Меня устраивают первые два этажа, даже три. Но то, как сделаны крыша и балконы... Нормально было бы продлить здание в стиле второго и третьего этажа до самого конца, не пытаясь придумать что-то гениальное наверху. И тогда было бы спокойнее, что очень важно для архитектуры. Спокойствие.
Завершая наш круговой обход, что еще бросается в глаза?
Дом с «тортом» (прим. — реконструированная гостиница «Большая Московская») — очень многие люди выступают резко против этого дома. Да, я считаю, что он маразматический, но он выдержан в некотором ключе и особого раздражения не вызывает. Он органичен.
И, конечно, очень «радует» деревянный городок кафешек, вид на который открывается с самого центра Греческой площади. Такие ярмарки есть во всех европейских городках, и даже в центральных столицах, но не вместо снесенного здания, а просто на какой-то площади. Так что построить снесенную гостиницу «Спартак» совершенно не мешало бы.
Атланты (прим. — скульптуры на фасаде бизнес-центра «Ольвия»). Меня очень удивила тонкая изысканная находка как кубики, которые поддерживают атланты. Атлантов заказали, но неверно рассчитали высоту — их заказали на 15-20 см ниже и они держали воздух. Эти кубики — точка соприкосновения рук и несущей поверхности. Но по сравнению с самим зданием, мне не кажется это чудовищным.
«Афина» (прим. — торговый центр в центре площади). Одесситы очень расстроились после окончания строительства «Афины». Надеюсь, авторы проекта осознали, как хорошо было бы не закрывать вид на Собор с улицы Канатной. А, например, сделать коридор, разделив стеклянную часть на две подковы.
В теории Греческая площадь могла стать самой нарядной площадью Одессы. Но что-то пошло не так. То ли архитекторы не справились с задачей, то ли чиновники вошли в долю с застройщиками, и так захотели закрепиться на аппетитном куске Одессы, что «забыли» о существовании важнейших стандартов урбанистики.
Редакция «Лоции» считает своим долгом напомнить всем, кто решает что-то изменить в городском пространстве, замечательную пословицу «Семь раз отмерь — один раз отрежь».
Ира Ульяницкая