2017 год: сделано в Одессе
Прощаясь с 2017 годом, мы решили проанализировать, что в Одессе и области сделано за это время. Какие инфраструктурные проекты запустили? Каких успехов добилось гражданское общество? Наш город и регион в этом году не пасли задних — сделано многое из начатого и в 2017 году, и в предыдущие годы.
В 2017 году отремонтировали сотни километров дорог в Одесской области. Самый большой успех — это ремонт почти 200 километров трассы Одесса — Рени из 280 км всей ее протяженности. Теперь до Измаила, Рени и Болграда можно не трястись на ухабах 5-6 часов подряд, а вполне комфортно доехать за 3-4 часа. Также отремонтировали 44 километра дороги на Вилково, сложный участок трассы Одесса — Киев на подъеме около села Знаменка (бывшая Краснознаменка) и десятки других дорог местного значения.
В основном, деньги нашлись за счёт таможни. Она перечисляет половину всех своих поступлений сверх плана в специальный фонд областного бюджета специально на ремонт дорог. Такой эксперимент действует в нашем регионе с 2016 года и будет продолжаться до конца следующего года. Всего в 2017 году одна только таможня перевела более полутора миллиардов гривен. А местные бюджеты получили возможность больше тратить на дороги в условиях децентрализации.
Трамвайные развязки в Одессе
В 2017 году, весной, завершилась тотальная реконструкция Тираспольской площади в центре города — единственной трамвайной развязки в центре города. Здесь поменяли рельсы, уложили новую гранитную мостовую, новые инженерные сети, обновили фасады зданий. Все это обошлось, с учетом последних уточнений бюджета города, в чуть более чем 50 миллионов гривен.
Также с весны продолжаются работы по трамвайной развязке у Пересыпского моста. Собственно, закончить осталось лишь небольшой участок путей и проезжей части по улице Одария. А основная цель уже достигнута — построен рельсовый «треугольник». Он позволяет трамваям с посёлка Котовского двигаться напрямую в центр города. И это важнейший шаг для будущей линии скоростного трамвая с названием «Север — Юг».
Весь год ремонтируют улицу Преображенскую. Здесь тоже меняют трамвайные пути на новые, бесшумные, обновляют коммуникации и проезжую часть. Цена вопроса — более 180 миллионов гривен. Именно здесь и пойдёт упомянутый выше скоростной трамвай.
Новые трамваи строим сами
Парадоксально — но факт. Новые трамваи в Одессе строят самостоятельно, как в суровые послевоенные годы. Закупить комплектующие и собрать из них, как из «конструктора», новый трамвай получается втрое дешевле, чем покупать готовый такого же размера и вместимости. Буквально на днях руководитель КП «Одесгорэлектротранс» Дмитрий Жеман рассказал, что на предприятии построили уже десятый по счёту такой вагон. А в процессе сборки — ещё шесть. Новый вагон обходится в чуть более пяти миллионов гривен. Это немало для города, который за почти три десятка лет до этого купил лишь 11 новых трамваев.
Новые поезда из Одессы в Европу
В декабре из Одессы запустили первый действительно международный поезд — до польской приграничной станции Пшемысль, куда доходит отечественная железнодорожная колея. Всего около 1100 гривен за билет в купе и 12 с небольшим часов пути — и вы уже в Евросоюзе.
Также жителей юга Одесской области, с одной стороны, радует прямой поезд из Измаила до Киева, чего не было никогда раньше. А с другой — отменили поезд от Измаила до Одессы.
Также на летний сезон запускаются прямые поезда из Киева и Житомира, и круглогодично — из Черновцов в курортный район Затока и в Белгород-Днестровский.
Гражданское общество отстаивает город
За осень 2017 года Одессу потрясли два скандала, связанные с возможностью застройки Зелёного театра в парке Шевченко и Летнего театра в Городском саду. Оба раза горожане высказали свою позицию самыми разными способами и добились от местных властей нужных решений. Зелёный театр остается Зелёным театром и ничем иным. А Летний театр по решению Министерства культуры вернули в состав Горсада. Это значит, что строить на данных территориях запрещено.
Из позитива можно отметить, что ни одно важное событие, ни одно решение, ни одна незаконная стройка, ни один «дерибан», не остаётся без внимания общественности. Но есть и негативный момент — очень часто тех или иных активистов используют в своих целях борющиеся между собой крупные бизнесмены и представители власти.
Общественная инициатива меняет Одессу
В Одессе в 2017 году работает сразу несколько разных программ по реализации различных городских проектов. Самый масштабный из них — муниципальный «Общественный бюджет» на 100 миллионов гривен. Четыре десятка различных проектов: от создания детских площадок до обустройства подсветки в прудах парка Победы, финансируются из городского бюджета. Авторы проектов — сами одесситы, а отбирали их на интернет-портале «Социально активный гражданин».
Не отстаёт частная инициатива. Платформа «Мой Город» за счёт краудфандинга (сбора средств под конкретные проекты) смогла установить небольшую уличную зону отдыха (парклет), сервис для уборки отходов домашних животных и другие проекты. Меценаты занимаются постепенной реконструкцией Ботанического сада. А вот проект «социального ресторана» «4City» пробуксовывает — за полгода работы он смог заработать лишь 52 тысячи гривен при вложенных туда основателями почти семи миллионах.
Административная реформа меняет карту области
Суть проводимой ныне административной реформы — в замене старой системы сельских и районных советов, районных администраций на объединённые территориальные громады (ОТГ). Они создаются пока по добровольному принципу. В перспективе — за несколько лет должны полностью заменить все существующие 26 районов Одесской области и множество сельсоветов. Сейчас в регионе уже есть 25 ОТГ. Некоторые из них уже прочно стали на ноги, что видно на примере закупаемой техники, ремонтов жилых и общественных зданий и дорог, позитивного настроя местных жителей.
Система отопления в центре Одессы на грани развала
Но не все так гладко, как хотелось бы. Вся система центрального отопления в Одессе основана на построенной еще в 1949 году ТЭЦ и почти 700 километрах теплотрасс, проложенных ещё в советское время. ТЭЦ — банкрот, и уже 17 лет подряд находится в аварийном состоянии, но от неё зависит отопление всего исторического центра города и других районов. А из теплотрасс за последние два-три года заменили около 10 километров. Если не начать капитальную модернизацию ТЭЦ и не менять теплотрассы в нужном объёме по несколько десятков километров в год, то отопительный сезон 2018 года в Одессе имеет шанс не начаться — все развалится.
А принятая горсоветом программа энергоэффективности этих глобальных, в масштабах всей Одессы, задач не решает. Она ограничивается «точечной» заменой малых котельных и небольших участков теплотрасс, зато «сьедает» полтора миллиарда гривен за три года.