15 мая в Одессе родилась первая женщина – капитан на Чёрном море
После окончания школы в 1928 году Берта надумала поступать в Одесский морской техникум на судоводительское отделение. Родители отговаривали ее от такого безумного, на их взгляд, шага. Но на девушку, которая отличалась мужественностью и целеустремленностью, никакие уговоры не повлияли.
А родилась Берта Рапопорт в Одессе 15 мая 1914 года.
«Она же настояла на своем! — пишет в книге "Море на вкус соленое" Аркадий Хасин, лично знавший Берту. — Девушке поступить в морское учебное заведение было всегда непросто. Она поступила. И совсем уж непросто было 17-летнему "штурману в юбке" вписаться в коллектив моряков, всегда скептически настроенных по отношению к "женщине в море". Она не только вписалась, но и сумела подняться по довольно крутой служебной лестнице от 4-го до старшего помощника капитана! А что такое старпом? Моряки называют эту должность собачьей. Спит урывками четыре-пять часов в сутки, выходит на вахту, отвечает за работу основных устройств судна, руководит работой палубной команды, отвечает за расход воды и продовольствия, чистоту и порядок. Даже плохо приготовленный поваром обед — тоже на совести старпома. Все это легло на плечи одной женщины! И она прекрасно справлялась».
О жизненном пути первой в СССР женщины-капитана на Черном море рассказывает проект «Они оставили след в истории Одессы»:
«Окончив техникум, она прошла практику на учебном судне — паруснике "Товарищ". В 1931 году Берта получила диплом штурмана дальнего плавания. Кстати, в тридцатые годы две женщины в Советском Союзе были обладательницами диплома капитана дальнего плавания — Анна Ивановна Щетинина в Дальневосточном пароходстве и Берта Яковлевна Рапопорт в Черноморском.
С 1932 года Берта Рапопорт начала работу на судах Черноморского пароходства в должности четвертого помощника капитана на теплоходе "Батум-Совет". Ее карьера развивалась так стремительно, что через год она плавала третьим помощником капитана на молодежно-комсомольском теплоходе "Кубань", с октября 1934 года вторым помощником капитана на пароходе "Катаяма", а уже с февраля 1936 года — старшим помощником капитана парохода "Катаяма". Есть интересный факт в биографии Б. Рапопорт. Когда причалил в Лондоне пароход "Катаяма", собралась толпа. Всем было интересно глянуть на женщину-старпома. На следующий день в одной из лондонских газет появилась статья: "Первая в мире женщина-моряк". В статье со всеми подробностями описывались ее внешность, одежда, цвет глаз, волос и… маникюр.
К тому времени моряки называли ее "легендарной Бертой", к ней относились с большим уважением. По воспоминаниям ее сослуживцев, она отличалась поистине мужским характером — волевым, уверенным. Курила "Беломор", могла сказать крепкое словцо, и, как специалист, ни в чем не уступала мужчинам. Берта Яковлевна проявила мужество и в фашистском плену в 1938-39 годах, плавала под обстрелами во время Второй мировой войны».
В 1941 году Берта работала старпомом на пассажирском теплоходе «Молдавия»: вывозила женщин, стариков и детей из осажденной Одессы. В ноябре 1941 года Берта была откомандирована в Каспийское морское пароходство и назначена капитаном теплохода «Туркменистан». В сентябре 1944 года Берту Рапопорт назначали старшим инспектором конторы капитана Одесского порта. В октябре 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР ее наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
С 1948 года работала сменным диспетчером портофлота. Берта Яковлевна, прекрасно зная всю портовую структуру, характер работы, безошибочно направляла буксир нужной мощности на тот или иной участок.
Умерла Б.Я. Рапопорт в 1967 году от рака. Похоронили ее на Еврейском кладбище в Одессе.