15 июля родился Олег Соколов – первый абстракционист Одессы
15 июля 1919 года в Одессе родился Олег Аркадьевич Соколов.
Олега Соколова называли первым абстракционистом Одессы. Он учился в Одесском художественном училище до войны, ушел на фронт, был тяжело ранен. После войны учился во Львовском институте прикладного и декоративного искусства, затем вновь в Одессе, у Т. Фраермана. Соколов 35 лет работал в одесском Музее западного и восточного искусства: научным сотрудником, заведующим экспозицией.
Олег Аркадьевич в начале 60-х создал клуб «Цвет, музыка, слово» имени Чюрлениса. Там обсуждались современные культуроведческие проблемы без политического контекста.
Его творчество знали далеко за границами Одессы: в Москве работы Соколова были в знаменитых коллекциях Бориса Слуцкого и Евгения Евтушенко, в Литве он был известен благодаря клубу Чюрлениса, а в Казани статьи о нем писал теоретик цветомузыки Булат Галеев.
Круг его интересов был существенно шире. Сначала значительное место занимал символизм с элементами модерна. Тогда же созданы прекрасные эротические серии.
Абстрактное искусство было любимой формой творчества. На смену экспрессивным цветовым волнам пришли небольшие геометрические формы – квадраты, треугольники, круги, черно-белые или чистых цветов, пересекаемые отрезками прямых линий и расположенные на монохромных поверхностях в различных композиционных соотношениях. Созданные произведения поражают каллиграфической точностью пропорций и соотношений цветов.
Затем Соколов стал использовать в произведениях коллаж, вводя в абстрактные композиции вырезки из газет и элементы фото, цифры и буквы, научные символы и знаки, комбинируя эти элементы с геометрическими фигурами и линиями на фоне цветных участков и пятен. Иногда художник использовал в коллажах природные объекты (например, листья деревьев).
Наиболее сложными стали коллажи, в которых автор совмещал тексты (в основном поэзию) и живопись. Особенно интересны работы, в которых Олег Соколов использовал свои стихи (он был глубоким, неординарным поэтом).
Вот что о Соколове пишет Евгений Голубовский:
Олег Аркадьевич Соколов при жизни был частью легенды Одессы. Казалось, он обладал секретом вечной молодости. И в пятьдесят, и в семьдесят лет был ироничен, неистощим на выдумки, розыгрыши, был общественно отзывчив. Но, конечно же, прежде всего, он был художником.
И этим был интересен. Менялись стили, увлечения, моды, а интерес к нему как к личности, к его творчеству не исчезал – и дело тут в том, что он умел предвидеть изменения вкусов, что новаторство его было не поддельное, а естественное, что сам поиск новых форм никогда не мог приостановиться, так как остановка – смерть творчества. Художник – это способ жить. И этим способом он владел виртуозно.
Олег Соколов был экспериментатором. Удивительное сочетание: художник-новатор был одновременно музейным работником. Он ценил Рембрандта и Дюрера не меньше и не больше, чем Кандинского и Малевича. Для него это было живое древо искусства, где каждая веточка плодоносит, где единая корневая система, а потому так важен общий уровень культуры, противостоящий энтропии – разрушению духа.
5 июля 1989 года Олегу Аркадьевичу Соколову исполнилось 70 лет. Тогда, по не зависящим от него обстоятельствам, не состоялась выставка, которую он готовил как отчет перед городом. Друзья художника, коллеги по музею открыли в июле 1990 года эту выставку – посмертную. Олега Аркадьевича не стало 17 мая 1990 года. Умер человек – живет его творчество. Смертен художник – бессмертно искусство.
Произведения Олега Соколова находятся в многочисленных частных коллекциях в стране и за рубежом – США, Япония, Израиль и др.