Интересная Одесса: останавливая мгновения
История одесской фотографии начинается 27 февраля 1843 года.
Именно тогда в газете «Одесский вестник» известный в то время живописец Филипп Гааз дал объявление следующего содержания: «…Достигши высокой степени совершенства в сходстве и чистоте отделки портретов посредством дагерротипа, приглашаю любителей сего удивительного изобретения пожаловать ко мне для составления понятия о моих нынешних произведениях. Портрет одной особы, в тени, отпечатывается в продолжение 10 — 14 секунд, а снимок неодушевленного предмета (например, с рисунка, бюста, картины) — в одну секунду…». Фотографическое ателье Гааза в Одессе открылось через четыре года после изобретения фотографии и стало первым фотоателье в истории города.
В середине XIX века в одесском, как впрочем, и в мировом фотоискусстве существовало два направления – дагерротипия и калотипия. Дагерротипию изобрел в 1839 году французский химик и художник Луи Дагерр. Этот метод позволял сразу получать позитив, то есть фотоснимок, правда в единственном экземпляре. К тому же, процесс дагерротипии был сложным, трудоемким стоил очень дорого.
При калотипии, сначала на светочувствительной бумаге получали негативное изображение, а уже из негатива делали фотографии (позитив). Причем позитивов можно было сделать неограниченное количество. Калотипия являлась аналогом современной фотографии, а изобрел ее английский физик и химик Уильям Талбот в 1841 году, через два года после того, как Дагерр предложил дагерротипию.
Первыми фотомастерами-дагерротипистами в Одессе были вышеупомянутый Филипп Гааз − живописец Мюнхенской королевской академии живописи, а также Кубат и Диц. В 1843 году они уже активно работали над процессом создания фотографий, а объявления о предоставлении услуг размещали в популярной в то время газете «Одесский вестник».
Фотография в Одессе приобретала все большую популярность и многие живописцы с энтузиазмом осваивали новую для них профессию. Так через восемь лет после пионеров одесской фотографии, фотографами стали бывшие живописцы Шмидт и Сковронский, а еще через два года к ним присоединился и художник Александр Хлопонин.
В газете «Одесский вестник» за 1855 год читаем следующее объявление: «На Итальянской улице, в доме Тальянского под №12, открыта фотография художника Александра Хлопонина, ежедневно с 10-ти часов утра до 4-х вечера. Портреты – 5 и 8 руб. сер. без красок; красками же 12 и 15 руб. сер. сообразно с величиною портрета. Там же преподаются уроки фотографии на бумаге и стекле».
Однако, несмотря на большую популярность фотоискусства, услуги фотографа в Одессе стояли отнюдь недешево. Одна такая фотография здорово «влетала в копеечку» и далеко не каждый мог позволить себе запечатлеться на память. К примеру, сделать черно-белый портрет стоило в среднем, 6 рублей, цветной же – и вовсе около 14 рублей! При этом фунт хлеба стоил полторы копейки, а фунт говядины – три с половиной копейки!
Конечно же, одесские фотографы снимали не только людей, продавая портреты за немалые деньги. Как замечательное наследие, до наших дней сохранились десятки фотографий с великолепными видами Одессы, ее архитектурными достопримечательностями и незабываемым колоритом. Ведь именно благодаря этим художникам, мы имеем представление о том, какой была Одесса полтора столетия назад. И слово «художник» здесь не случайная оговорка, ведь в то время фотография позиционировалась, как особый вид искусства, а имена фотографов в одесской адресной книге значились в разделе «Художники» рядом с именами живописцев, иконописцев, портретистов и скульпторов по дереву и мрамору.
С годами фотографическое мастерство совершенствовалось, и фотоснимки становились более качественными и менее дорогими. В «Одесском вестнике» за 1854 год находим небольшую заметку корреспондентов, побывавших в фотографической мастерской известного одесского фотографа Сковронского: «Посетив на днях фотографическую мастерскую г-на Сковронского (на Екатерининской улице, в доме Бутырского), мы нашли, что портреты, исполняемые им, в настоящее время значительно усовершенствованы им с прошлого года, когда мы в первый раз познакомились с его мастерскою. Кроме необыкновенного сходства, они отличаются еще тем достоинством, что лица не выходят на них смуглыми (как это часто случается в фотографии), но имеют настоящий свой цвет, так же, как и волосы, по которым вы тотчас отличаете блондина от брюнета. Сковронский с любовью занимается своим делом и прилежно усваивает себе все улучшения и усовершенствования по части фотографии. В настоящее время он снимает первый тип на стекло, с которого в короткое время может сделать вам сколько угодно оттисков. Сеанс для первого типа у него продолжается всего несколько секунд».
В 1864 году в Одессе по инициативе господина Мигурского открывается фотографический институт. Здесь, специально для желающих изучать фотографию Мигурский преподает уроки теории и практики фотографии, а также фотографической химии. В зависимости от числа лекций, курс обучения стоил от 50 до 250 рублей. Специальные фотографические принадлежности и сами фотоаппараты Мигурский выписывал из лучших фабрик Англии, Франции и Германии. Он владел техникой печати фотографий на шелковой материи, дереве, эмали, кости, фарфоре и умел делать микрофотографии. Этому искусству он обучал своих студентов и, естественно, принимал заказы от населения.
13 сентября 1891 года Григорий Маразли, граф Толстой, Митрофан Шимановский и Евгений Князев основывают в Одессе фотографическое общество, основными задачами которого является изучение, усовершенствование и распространение знаний о фотографии, поддержка и развитие фотографов-художников, документалистов, а также иллюстрирование древних и выдающихся памятников и ландшафтов. Интересно, что Одесское фотографическое общество было старейшим в Российской империи среди себе подобных. Силами Общества были организованы и первые в стране фотографические курсы.
В 1912 году в Одессе впервые увидел свет «Вестник Одесского фотографического общества», который просуществовал почти два года. В мае 1914 года ему на смену пришел популярно-научный и художественный журнал «Русский фотографический вестник». Следует заметить, что к тому времени в Одессе уже насчитывалось около 60-ти различных фотографических салонов. А в 1916 году было основано первое в стране фотографическое учебное заведение − трехгодичные фототехнические курсы Г.С.Михайлова-Мучкина.