Знаменитая одесситка – капитан дальнего плавания

21.05.2017
41790
Знаменитая одесситка – капитан дальнего плавания

«Прошли туманный Ла-Манш. Вот и знаменитые лондонские доки. Не успели пришвартоваться, как возле парохода собралась толпа англичан. Защелкали фотоаппараты. А на следующий день в одной из лондонских газет появилась статья: «Первая в мире женщина-моряк». В статье со всеми подробностями описывались ее внешность, одежда, цвет глаз, волос и... маникюр. Каждый день она получала восторженные письма от лондонцев...»

И этой знаменитой женщиной, одной из первых в Советском Союзе с дипломом капитана дальнего плавания, была одесситка Берта Яковлевна Рапопорт. В 1936 году, благодаря газетам, о ней знал весь Союз и вся Европа, а моряки ее называли «наша легендарная Берта».

Родилась Берта Яковлевна в Одессе в рабочей еврейской семье. После школы поступила в Одесский морской техникум на судоводительское отделение и в 1931 году получила диплом штурмана дальнего плавания. С 1932 года Берта Рапопорт начала работу на судах Черноморского морского пароходства.

 К слову, за всю 75-летнюю историю Советского Союза было только две женщины-капитана: Берта Рапопорт в Черноморском морском пароходстве и Анна Щетинина в Дальневосточном морском пароходстве.

Тяжелая это должность − старпом…

«В 1936 году пароход “Катаяма” швартовался в одном из французских портов. С капитанского мостика раздалась команда:

– Отдать левый якорь!

Лоцман-француз удивленно, но с уважением смотрел на невысокую советскую девушку, командовавшую швартовкой огромного океанского парохода. После швартовки толпа людей на берегу встретила Берту аплодисментами. Всем хотелось поближе рассмотреть смелую девушку, плававшую по морям и океанам наравне с мужчинами. Дети подносили ей букеты цветов, женщины целовали и расспрашивали о жизни в Советском Союзе. Из Франции пароход взял курс на Англию»…

 На пароходе «Катаяма» Берта Яковлевна служила старшим помощником капитана. Тяжелая должность, тем более для женщины, моряки ее называли «собачьей» − спишь по 4−5 часов в сутки, и то урывками, отвечаешь за работу основных устройств судна, руководишь работой палубной команды, отвечаешь за расход воды и продовольствия, чистоту и порядок, и даже приготовленный поваром обед – и тот на твоей совести. Но Берта отлично со всем справлялась!

«Палуба парохода − территория моей Родины», или красный флаг на «Катаяме»

17 октября 1938 года в Средиземном море пароход «Катаяма» шел с грузом пшеницы из Мариуполя на Ливерпуль. Ночью недалеко от Мальты пароход был освещен прожектором − Средиземное море патрулировали корабли испанских фашистов, осуществлявших морскую блокаду республиканской Испании. К пароходу приблизился военный корабль, с него просигналили: «Немедленно остановитесь. В случае неповиновения будете расстреляны». Капитан «Катаямы» застопорил ход. Затем пароход был задержан и отправлен на испанский остров Майорка. Практически весь командный состав корабля был арестован и отправлен на берег.

На пароходе остались Берта и пять моряков: боцман, два матроса, машинист и кочегар. Уходя, капитан сказал Берте: «К вам переходят мои полномочия. Держитесь. Не поддавайтесь на провокации». На следующее утро по команде Рапопорт на кормовом флагштоке был поднят флаг СССР. Фашисты хотели сорвать, но Берта заявила: «Пока мы остаемся на борту, вы не посмеете дотронуться до нашего флага. Палуба парохода – территория моей Родины, СССР!»...

В застенках фашистских концлагерей

За неповиновение вся оставшаяся команда корабля была отправлена в концлагерь, а Берта – в женскую тюрьму. Там от нее пытались добиться письменного признания о том, что пароход «Катаяма» вез республиканцам оружие из СССР. Берта объявляет голодовку, и ее переводят в концентрационный лагерь.

Восемь месяцев она жила в бараке за колючей проволокой, а в июне 1939 года по ходатайству советского правительства в числе других членов экипажа парохода «Катаяма» Берта Рапопорт была освобождена. Когда же настал долгожданный день освобождения, проститься с ней пришел чуть ли не весь концлагерь. Испанки даже вручили ей букет полевых цветов…

В 1941 году, во время Великой Отечественной войны, Берта Рапопорт работает старпомом на пассажирском теплоходе «Молдавия» − вывозит женщин, стариков и детей из осажденной Одессы. Затем ее командируют в Каспийское морское пароходство на должность капитана теплохода «Туркменистан». В сентябре 1944 года Рапопорт назначают старшим инспектором конторы капитана Одесского порта.

Источник: Волнорез
Подписывайся на нас в Telegram
история Одесситка

Новости дня

Читайте еще

История пляжа Ланжерон
На Ланжероне сегодня едва ли осталось что-то из тех давних времен. Лишь Ланжероновская арка, сквозь которую мчатся машины, спускаясь к набережной, напоминает о даче Александра Ланжерона - градоначальника Одессы в 1816-1820 годах....
11.04.2024
236
Обзор приятной кофейни «БИСКВИТ» на проспекте Шевченко
Первое впечатление: Какой яркий кофейный аромат! Чашечка кофе то что нужно в дождливую погоду Оформление интерьера простое и лаконичное в европейском стиле с деталями бирюзового цвета. Кованые ножки кофейных столиков напоминают об...
22.04.2023
5866
По рейтингу Укрзалізниці Одесский вокзал - лучший в Украине
По рейтингу «Укрзалізниці», составленному по отзывам пассажиров,Одесский вокзал - лучший в Украине. Кроме вокзала в пятерку лучших вошли также два поезда из Одессы. Как сообщает издание «Пассажирский транспорт», несколько месяцев назад «Укрзализныця»...
01.07.2022
1411
Замечательная Одесса: Дерибасовская – любимая улица любимого города
Дерибасовская улица в Одессе – это самое сердце города. Как только на неё ступает нога гостя,  начинается неимоверное. Ведь не в каждом городе главная мостовая построена из уникальных лавовых плит  из вулкана...
30.06.2022
1516

Новости партнеров

Вверх