Выставка: одесская художница Мария Сойфер ищет квант счастья
В воскресенье завершает свою работу во Всеукраинском центре болгарской культуры (переулок Вице-адмирала Жукова, 9) выставка одесской художницы Марии Сойфер.
Путь Марии в искусство не был простым, как и жизнь в целом – она по первому образованию художник, преподаватель рисунка и черчения, по второму медик, и все же тяга к искусству оказалась сильнее…
Весьма яркие, активные по цвету и многозначительные картины художницы заставляют подолгу стоять перед каждой. Мария рассказывает о «Молитве лягушки», напоминая притчу о монахе, порицавшего лягушек, своим кваканьем помешавших ему молиться, но вдруг лягушачья молитва Богу гораздо приятней?
«Раннее утро в Стамбуле» состоит из нескольких полотен, один пейзаж срисован с натуры из гостиничного окна, второй придуман, а изюминкой работы стало обрамление из стилизованных тюльпанов и гвоздик, а тут же и чай турецкий, и чашечка кофе плюс кусочек рахат-лукума, все прелести стамбульской жизни…
«В искусстве передаю состояние беатума, это квант счастья, момент сознательного неотождествленного самонаблюдения, тотальное переживание божественного здесь и сейчас, когда приходят творческие идеи, когда их реализуешь, и в другом человеке видишь Божью искру, потенциал, или природу Будды, и только потом религии, национальности и прочие ярлыки, — признается Мария. — Можно сказать, что коллекция картин — как бусы из разных ярких позитивных впечатлений и переживаний, состояний.
Законсервировать моменты счастья, словно помидорки в баночку на зиму, не получится. Прошлое ушло, оно не живые цветы, а гербарий. Но можно научиться сознательно трансформировать, отодвигать свою негативность, страдания, и расширять присутствие света и радости в своей жизни. Это навык. Алла Спиваковская, московский психолог, у которой я училась, назвала состояние тотального присутствия в моменте, известное мудрецам всех народов, проявляющее себя в молитве, медитации, созерцании, самонаблюдении, беатумом; это не моя идея, я лишь решила одеть его в арт. Поэтому яркие краски, простота исполнения — попытка передать состояние».
Однажды Мария Сойфер оказалась на родине мудреца и духовного учителя Ошо, в индийской деревне Кухвада. Там ее поразило, что даже собаки были вегетарианцами, если, конечно, они не ловили тайком мышей… Захотелось наблюдать за цветами, распустились на картинах лотосы в разной стадии цветения — наибольшая степень раскрытия символизирует духовный расцвет человеческой личности, а болотная вода является прообразом грехов и сомнений, сквозь которые надо еще прорасти.
Но и то и другое — мы, наша психологическая реальность. Гармонизировать мысли можно и нужно, и для здоровья лучше, хотя самообманом не спасешься, считает Мария.
«Если человек сам себя не понимает, но лепит позитивные мысли к реальной ситуации, толку не будет», — утверждает художница.
Одним из способов исследования состояний внутреннего мира для Марии стали путешествия. А результатом оказались холсты «Осенний вечер в Каппадокии» (в верхней части композиции божественный тибетский конь Лунгта, приносящий счастье и удачу, летит к Луне), «Рассвет на горе Моисея» (считается, что увидевший это явление получает благословение на исполнение желания), «Возвращение в Шамбалу» (хочется догнать удаляющуюся фигурку буддийского монаха). Почитание библейского пророка и Будды уживается в художнице с благоговением перед «Богинями четырех стихий» — ах, пейте, друзья, с облаками свой «Небесный кофе», пока не пришла пора уподобиться истлевшим героям картины «Осенняя любовь. Гамлет и Офелия»… Дайвинг и полеты на воздушном шаре подарили массу вдохновения, в каких-то религиях всему начало — слово, в других — пустота, а человеку важно соизмерять все пространства со своим маленьким телом, ощущать стихии собственной кожей.
Каждая картина Марии Сойфер выстрадана, прочувствована и прожита ею, но нельзя ее работы назвать вымученными, есть легкость дыхания и артистизм. И устремленность вперед, с надеждой, что лучшее впереди. Срок работы выставки подходит к концу — поспешите… Между прочим, одна из картин заряжена на исполнение желания зрителя.
Автор — Ирэн Адлер, фото предоставлены художницей