интернет-магазин электроники Украина Одесса Киев
Лестер май

Проекты Одесского морвокзала: от сталинского ампира до имитации океанского лайнера

09 августа 2019, 20:30 105
Проекты Одесского морвокзала: от сталинского ампира до имитации океанского лайнера Фото № 0 Проекты Одесского морвокзала: от сталинского ампира до имитации океанского лайнера Фото № 1 Проекты Одесского морвокзала: от сталинского ампира до имитации океанского лайнера Фото № 2

Сегодня морской вокзал в Одессе - одна из визитных карточек города. Но он мог быть совсем другим, если бы был построен на десяток лет раньше.

Изначально морского вокзала как такового в Одессе не было. Пассажирские суда в советское время швартовались к Военному молу. Там же располагалось и неказистое двухэтажное здание, до 1968 года выполнявшее функцию морского вокзала. Попасть к нему можно было с улицы Приморской справа от Военного спуска - через портовые ворота и железнодорожные пути.

Рост пассажиропотока в Одесском порту после Великой Отечественной войны обусловил необходимость строительства более современного морского вокзала. В 50-е годы начался расцвет Крымско-Кавказской линии. В портовых городах Черного моря строились морские вокзалы - например, в Сочи, выполненный в стилистике сталинского ампира, иногда называемого "сталиансом" - сочетая фамилию Сталина, понятие "ренессанса" в первоначальном смысле возрождения античной культуры и восстановления страны после Второй мировой войны. Проекты морского вокзала в Одессе на Новом молу появились в начале 50-х.

Первые два проекта, 1952-53 гг. - это классические ампирные здания, окруженные колоннадами, портиками и увенчанные высоким шпилем.

68274801_1298035533697135_2645175941340332032_n

Проект 1952 г. Здание морского вокзала обращено главным фасадом в сторону моря, со стороны города на Новом молу - огромная площадь, частично окруженная портиками. Интересен внутренний двор вокзала.

195_010

Проект 1953 года. Внутреннего двора уже нет. Здание меньше по объему и развернуто портиками в сторону моря.

При Сталине новый морской вокзал в Одессе строить так и не начали. А позже, в рамках борьбы с "архитектурными излишествами", начатыми Хрущевым, проект очень сильно изменился. Здание переместили из оконечности Нового мола в его головную часть, сделали более "кубическим" в духе конструктивизма и функционализма, но при этом сохранил характерные для ампира колонны.

1956

Проект морского вокзала, 1956 год.

Но уже через пару лет проект снова изменился. Несколько вариантов проекта за 1958 год показывают здание "переходной" архитектуры, без высокого шпиля и очень похожее на послевоенные железнодорожные вокзалы.

1958_1

Проект морского вокзала за 1958 г., вариант №2, вид со стороны моря.

1958_3

Проект морского вокзала за 1958 г., вариант №3, вид со стороны города.

К 1960-м проект морвокзала, выполненный архитекторами В.П. Головиным и В.К. Кремляковым, приобрел совершенно иные черты - теперь это было огромное здание, имитирующее стремительные обводы пассажирского лайнера, но выполненные из стекла и железобетона.

1967_1

Здание морского вокзала ввели в эксплуатацию в 1968 году, хотя большую часть работ завершили к запланированному сроку - 50-летию революции 1917 г. в 1967 году. Перед этим строителям пришлось на 70 метров удлинить Новый мол, а на его нулевом уровне соорудить огромный складской комплекс.

1962

Начало строительства складского комплекса - основы для здания морского вокзала, 1962 год. К Новому молу уже швартуются пассажирские лайнеры.

1965

Панорама строительных работ, середина 1960-х

Вот как описывается новое здание в "Историко-архитектурном очерке" истории Одессы под редакцией В.И. Тимофеенко, изданном в 1983 году: "Конструкции четырех несущих рам перекрытия немного расширяются ввысь, и пространство зала словно бы выплескивается наружу сквозь колоссальные стеклянные витражи.

На уровне второго этажа наклонные опоры перерезаны антресолью, мощная горизонталь которой как бы собирает пространство зала в единое целое. Более сложно организована часть интерьера, обращенная к городу, где мотив несущих рам сменился четкой пластикой масс, а междуэтажные площадки зрительно фиксируют физические габариты зала.

В северо-восточной стороне здания над группой таможенного досмотра довольно удобно устроены ресторан и кафе. Эффектен торцевой фасад со стороны моря, где видны две мощные горизонтали: застекленный цоколь и сильно вынесенный верхний козырек на пяти опорах.

Ритм этих горизонталей обогащается галереей на уровне третьего этажа. Не менее динамичен и боковой фасад, где использован принцип контраста каменных форм, прорезанных тремя ярусами оконных проемов и глубоких галерей второго этажа.

В первозданном виде морской вокзал простоял до начала 1990-х. К 1994 году здание капитально отремонтировали, при этом большую часть первоначальных интерьеров заменили на более современную отделку. Вместо складов на подземном уровне устроили огромный концертно-выставочный зал, расширили внутренние помещения морвокзала и устроили яхт-клуб.

Затем, к 2001 году, на Новом молу возвели высотное здание гостиницы, изначально относившееся к отельной сети "Кемпински", но затем выведенное из-под ее управления по причине дефектов конструкции. На площади перед морским вокзалом появилась уродливая скульптура "Золотое дитя" Эрнста Неизвестного, а в 2002-м на причале поставили изящный памятник Жене Моряка авторства Александра Токарева.

В 2016-2018 гг. к морскому вокзалу пристроили новый "кинетический" фасад - из нескольких тысяч металлических пластин, двигающихся от движения ветра и создающих "эффект волны". При этом новый фасад стал вертикальным, а здание утратило первоначальную стремительность.

3385-1280x959-5751

Источник: Одесский курьер
Подписаться Поделиться Твитнуть Обсудить
Комментарии (0)
Имя *
Комментарий *