интернет-магазин электроники Украина Одесса Киев

История одной секты: как человек с харизмой решил, что он святой и ему всё можно

10 августа 2019, 17:43 201
История одной секты: как человек с харизмой решил, что он святой и ему всё можно Фото № 0

Начало XX века – время не только политических, но и религиозных потрясений. Одна из историй происходила буквально под прогрессивной тогда Одессой и произвела впечатление на всю страну. Рассказываем о харизматичном распутнике и лжемонахе, убедившем себя и людей в своей святости.

Южная часть Украины всегда была открытой для бежавших от религиозных гонений и потому служила благодатной почвой для возникновения самых невероятных идей. Так, считается, что новая секта возникла в мае 1908 года. Тогда, при переносе мощей Святого Феодосия Балтского, некий иеромонах Иннокентий начал проповедовать и «совершать чудеса исцеления». Более того, по его словам, он мог ходатайствовать перед святым Феодосием за заступничество за усопших.

Биография Иннокентия до этих событий имеет много неясностей и недомолвок. В миру Иван Левизор родился в 1875 году в селе Косоуцы Бессарабской губернии. В юном возрасте он поступил в Добржский монастырь, откуда его изгнали за «недостойное поведение по отношению к особам женского пола». Но Левизор не растерялся и перебрался в Петербург, где после вступления в Митрофановский монастырь якобы сблизился с сектой иоаннитов (не следует путать с рыцарями иоаннитами, на самом деле это псевдоправославная секта, почитающая отца Иоанна Кронштадского). После этого, Иван-Иннокентий встретился с Распутиным, от которого получил благословление. Но вообще это весьма сомнительно. Тем не менее в 1908 году он вернулся на родину и поступил в Балтский Феодосиевский Покровский монастырь. Сами сторонники Иннокентия верили, что в возрасте 19 лет ему явилась Дева Мария и повелела вступить в монастырь. И якобы только он мог вскрыть гробницу святого Феодосия.

 
Судя по всему, Иннокентий был харизматичным человеком и способным оратором – уже через год к нему стекаются люди. Во время проповедей ему удавалось вводить слушателей в экстатическое состояние: «Со всех сторон неслись дикие вопли, люди, точно безумцы, лаяли по-собачьи, валялись на полу, бичевали себя верёвками до крови по всему телу».
 
Современному человеку подобное может показаться странным, но надо учитывать, что такие практики и явления были абсолютно не чужды жителям тогдашней Одесской губернии. Все они были прекрасно знакомы с такими явлениями как хлысты и скопцы. А для них самоистязание и оскопление являлись важной частью духовной практики.  В «Материалах для географии и статистики России, собранных офицерами генерального штаба», составленных полковником Шмидтом есть такие сведения: «Духоборцы и скопцы, если и появляются здесь, то только по торговым делам, и потому живут в городах, преимущественно в Одессе. В прежнее время в здешних степях были всевозможные раскольничьи секты; но, с заселением края, вредные из них были постепенно уничтожены разными правительственными мерами, так что в настоящее время эти секты встречаются только на берегах Дуная и за Кавказом.» 

Таким образом, первыми прихожанами или сторонниками Иннокентия могли стать хлысты и скопцы с окрестных селений и даже жители Одессы.  Другие говорят, что течение имело определенные националистические элементы. Например, во время богослужения Иннокентий использовал молдавский/румынский языки, высказывая таким образом реакцию на славянизацию богослужения в молдавских церквях.  На данный момент оценивать верность эти выводов сложно. 

На ситуацию в Балте обратили внимание лишь после вмешательства церковной власти Кишинёва. Епископ Серафим писал: «Он [Иннокентий] занимается отчитыванием бесноватых в присутствии множества народа и криками этих одержимых, прославляющих его, приобретает среди тёмной массы народа славу святого предсказателя и целителя. Произнося заклинания, всякие угрозы, допуская общую открытую исповедь, иеромонах Иннокентий доводит многих до болезни и исступления». И заодно он «намеревается деньгами доверчивых молдаван материально обставить бедный свой монастырь».

 
Но движение иннокентьевцев постепенно развивается и начинает приобретать черты, несвойственные православию. Иннокентия считают воплощением «святого духа» и «небесным царём». В донесениях Синоду говорилось, мол, иннокентьевцы верили, что «Иисус Христос передал всю силу божества и власть Феодосию Балтскому, а Феодосий – Иннокентию…». Для того, чтобы стать иннокентьевцами, крестьяне продавали и отдавали своё имущество. А тем временем уже началось строительство подземного монастыря «Новый Рай». Сложно говорить с уверенностью, что там происходило. Но распространения не православных практик привлекло внимание не только церковного начальства, но и государственного. 22 мая 1909 года прибыла комиссия из Синода. Вот некоторые из их показаний: «По свидетельству Акилины Диордиевой, послушницы Речульского скита Елены Антоновой, девицы из села Липецка Стефаниды Шпилевой и некоторых других, Иннокентий постоянно окружал себя красивыми девицами и женщинами, с которыми пил, ел, спал поочередно купался в ванной. В Балте в келье Иннокентия неотлучно пребывали молодые женщины…»; «Во всех указанных местах он раздевал больных женщин и девиц донага и мазал их маслом по всем без исключения частям тела. Он, как развращённый безумец, благословлял и разрешал своим последовательницам устраивать бесовские пляски, преимущественно, на Страстной седмице»; «В здравнице Иннокентия, где содержались так называемые мученики и мученицы, происходили сцены в виде ада на земле или в виде пляски Диавола, радовавшегося страданиям Христа в Страстную пятницу. Больные женщины, иногда совместно с мужчинами, раздевались донага, перепоясывались полотенцами, с распущенными концами позади в виде хвоста, что и должно было символизировать Диавола, и в таком уборе исполняли танец».
 
Все эти показания привели к тому, что Иннокентия арестовали и выслали из Балты. Сначала в Каменец-Подольский, затем в Муромский монастырь. Но секта продолжила своё существование – по городам и сёлам проповедовали «татуни» и «мамуни» (батюшки и матушки), которые собирали народ с целью освободить «единственно правдивого проповедника, бесстрашного молитвенника, выше всех священников и архиереев, какого не было и не будет во всём мире, всеведущего пророка, знающего кончину мира». В походе участвовали взрослые и дети, многие из которых погибали по дороге. Точные данные о количестве участников дать было сложно, но сам случай вызвал живейший интерес психиатров Российской империи, даже появилось понятия «балтский психоз». Тогда же вышла статья «О нервно-психической эпидемии в Бессарабии», что говорит о значимости явления. В конце концов, паломники вынудили настоятеля Муромского монастыря выдать им Иннокентия, которого вскоре снова задержали. После высылки в Соловецкий монастырь он отрёкся и покаялся в своих заблуждениях. И в 1917 году вернулся в Балту, а оттуда в Липецкое в монастырь «Новый рай». Хотя жизнь там была совсем не райской: процветал тиф, антисанитария и запустения. В том же году при неизвестных обстоятельствах Иннокентий умер. То ли в пьяной драке с одним из своих «апостолов», то ли из-за болезни, так и не успев покаяться.

Всё что напоминает о монастыре это коридор и несколько келий, которые были расчищены сторонниками Иннокентия. Немногочисленные приверженцы учения до сих пор живут на территории Украины, Молдовы и Румыния и встречаются в районе села Куйбышево возле монастыря.

Источник: Лоция
Подписаться Поделиться Твитнуть Обсудить
Комментарии (0)
Имя *
Комментарий *