Интересное про Одессу: местный "Титаник"

06.07.2019
9934
Интересное про Одессу: местный "Титаник"

Летом 1916 года, всего в двадцати верстах от Одессы, произошла одна из самых масштабных катастроф в Черном море. Подорвавшись на мине и получив пробоину в носовой части, в течение пяти минут пошел ко дну пассажирский пароход «Меркурий», следовавший из Одессы в Херсон, на борту которого было свыше шестисот человек. В списке спасенных с парохода значилось 164 человека.

2 июня 1916 года в 8 часов 2 минуты утра пассажирский пароход «Меркурий» отчалил от пристани в Одессе в свой обычный рейс до Херсона. Но уже через полтора часа в порт поступило печальное сообщение о его гибели. Незамедлительно военные портовые и частные катера вышли на помощь, однако на море наблюдалась сильная качка и большие волны препятствовали быстрому передвижению легких суденышек. На место катастрофы катера прибыли только через час.

«Когда подошли к месту гибели «Меркурия», видны были только верхушки его мачт, на которых держались люди, цепляясь один за другого. Вокруг мачт барахтались в воде еще живые пассажиры. У берега моряки видели много выброшенных волнами трупов. Подойти к месту гибели «Меркурия», в виду волнения, было нелегко. Несколько катеров бросили канаты к мачтам и причалили к ним. Не медля ни минуты, моряки приступили к спасению погибавших, которых, к несчастью, на поверхности воды оказалось уже немного», − сообщала газета «Русское слово» от 2 июня 1916 года.

«Меркурий» вышел из Одессы перегруженным. Пассажирское судно было рассчитано на триста человек, спасательными средствами могли обеспечить только двести пассажиров, а на момент катастрофы на борту парохода пребывало свыше шестисот человек. Подавляющее большинство составляли пассажиры 1-3 классов – их насчитывалось 506 человек, 31 человек командного состава и еще сто безбилетников.

Близ селения Григорьевка, в двух милях от берега, «Меркурий» подорвался на мине. Позже стало известно, что эту мину поставил германский подводный минный заградитель U-15 под командованием фон Девица 28 мая 1916 года.

Образовавшаяся от удара пробоина пришлась на носовую часть судна и в течение пяти минут корабль затонул. Пассажиры попытались использовать для спасения шлюпки, но при спуске на воду они мгновенно были опрокинуты ветром, и тонущим людям пришлось хвататься за плававшие в воде предметы.

«На судне царили невообразимый хаос и паника. Десятки людей кинулись к шлюпкам, препятствуя их спуску. Тем временем пароход быстро погружался носом, винт был уже в воздухе и вращался, ускоряя движение судна вниз. Многие очутились в воде, срываясь с борта и бросаясь добровольно. Находившиеся на мостике стали сбрасывать в воду пояса и разные плавучие предметы», − рассказывал уцелевший капитан «Меркурия» К.И.Столяренко.

Но печальнее всего то, что шедший впереди в 60-ти саженях пароход Русского общества пароходства и торговли «Потемкин» не помог тонущим, − его пассажиры восстали, предполагая, что «Меркурий» гибнет от торпеды, и заставили капитана «Потемкина» уйти полным ходом вперед.

В сборнике рассказов К.Д. Золотовского «Рыба-одеяло», в рассказе «Подъем «Меркурия»», об этом читаем следующие: 

«Капитан его, увидев катастрофу, дал ответный гудок и хотел оказать помощь, но встретил сопротивление. Пассажиры первого класса − дворяне и купцы − потребовали не останавливаться. Они испугались взрыва и боялись, что сами наткнутся на мину возле «Меркурия». Капитан заявил им, что обязан помочь гибнущему судну. Тогда на мостик бросились офицеры царской армии и, грозя револьверами, заставили капитана идти своим курсом».

Печальные известия сообщала газета «Одесский листок» от 2 июня 1916 года: 

«Градоначальством зарегистрирован список спасенных с парохода «Меркурий», доставленных морем. В списке 164 фамилии. Несколько десятков человек были доставлены на автомобилях; 4 тяжело раненных находятся в Сычевской больнице. У селения Григорьевка к берегу прибило 28 трупов».

Погибших же насчитывалось «не менее 400 пассажиров и почти весь экипаж».

Источник: Волнорез
Подписывайся на нас в Telegram
история Новости Одесса титаник

Новости дня

Читайте еще

История пляжа Ланжерон
На Ланжероне сегодня едва ли осталось что-то из тех давних времен. Лишь Ланжероновская арка, сквозь которую мчатся машины, спускаясь к набережной, напоминает о даче Александра Ланжерона - градоначальника Одессы в 1816-1820 годах....
11.04.2024
224
Обзор приятной кофейни «БИСКВИТ» на проспекте Шевченко
Первое впечатление: Какой яркий кофейный аромат! Чашечка кофе то что нужно в дождливую погоду Оформление интерьера простое и лаконичное в европейском стиле с деталями бирюзового цвета. Кованые ножки кофейных столиков напоминают об...
22.04.2023
5865
По рейтингу Укрзалізниці Одесский вокзал - лучший в Украине
По рейтингу «Укрзалізниці», составленному по отзывам пассажиров,Одесский вокзал - лучший в Украине. Кроме вокзала в пятерку лучших вошли также два поезда из Одессы. Как сообщает издание «Пассажирский транспорт», несколько месяцев назад «Укрзализныця»...
01.07.2022
1411
Замечательная Одесса: Дерибасовская – любимая улица любимого города
Дерибасовская улица в Одессе – это самое сердце города. Как только на неё ступает нога гостя,  начинается неимоверное. Ведь не в каждом городе главная мостовая построена из уникальных лавовых плит  из вулкана...
30.06.2022
1516

Новости партнеров

Вверх