Интересная Одесса: рыбалка на Соборке и охота на Канатной

14.08.2017
47575
Интересная Одесса: рыбалка на Соборке и охота на Канатной

На протяжении многих десятилетий со времен основания Одессы у города была одна очень большая проблема – дороги, а точнее, полное их отсутствие.

Весною и осенью Одесса практически утопала в грязи, а летом жители задыхались от пыли, которая проникла в квартиры даже через плотно закрытые окна. С наступлением зимы наконец-то приходило долгожданное спасение – мороз намертво сковывал грязь, давая возможность и повозкам, и людям более свободно передвигаться по городу. А весною все повторялось снова…

Вот как Одессу того времени описывал в своих воспоминаниях одесский старожил О.Чижевич: «На некоторых улицах в Центре города незнакомому с местными ухабами, покрытыми грязью, нельзя было проехать без проводника. Я сам видел в конце Дерибасовской, против теперешней кондитерской Либмана, как выброшенный из опрокинувшихся дрожек господин в цилиндре попал в яму головою вниз и выскочил из нее, как из ванны, по шею в грязи. Там же, на Дерибасовской, для перехода через улицу появились носильщики из евреев, которые за гривенник переносили на спине прохожих. Близ Собора, против дома Папудова, на улице какой-то француз поставил паром и стоял на нем с удочкой в руках. В сочельник Р.X. ехавшие ко мне на кутью родные в карете попали в такой ухаб на Ришельевской улице, что карета сломалась, лошадей выпрягли, а дамы по колено в грязи вернулись домой пешком и остались без ужина.

На Канатной улице, близ дома Meшкова, в котором я квартировал, стояло такое озеро, что весною, во время перелета, я на нем стрелял бекасов. Самые высокие галоши не помогали. Пешеходы должны были носить высокие сапоги. Бывали случаи, что пьяный, упавший на улице, захлебывался и тонул в грязи».

Действительно, без резиновых сапог выше колен в Одессе было делать нечего − ни дорог, ни тротуаров, одна сплошная грязь. Даже сходить в гости на соседнюю улицу было проблематично. В своих мемуарах известный писатель Ф.Вигель вспоминает: «...дабы посетить друг друга, все должны были идти пешком между канав и домов, а для перехода через улицы надевать длинные сапоги выше колен, сверх других сапогов и панталон. В таком бедственном положении нашел я Одессу».

Конечно, облагораживать городские рвы и канавы, а то и строить некое подобие дорог попытки предпринимались, но особым успехом не увенчались. При знаменитом градоначальнике герцоге де Ришелье в начале XIX века вдоль «дорог» прорывали канавы для стока воды и вымащивали их плиточным камнем, а перекрестки покрывали деревянными намостами. Но такие конструкции были непрочными и быстро разрушались. Позже проезжую часть стали засыпать щебнем, который «был такого качества, что в одну осень и зиму превращался в глинистую грязь и затем весною собирался с улиц арестантской рабочей ротой и вывозился на чумную гору».

«Припоминаю как однажды генерал Безак, квартировавший на Дворянской улице, желая дать бал, вынужден был вызвать целую роту солдат для засыпки ухабов» − пишет О.Чижевич.

Облагораживали, в основном, центральную часть Одессы, а предместья города оставались в запустении, часто из-за грязи теряя связь с центром на целые недели: «Молдаванка иногда прекращала сообщение с городом по целым неделям. Оно возобновлялось после сильных морозов, когда грязь замерзала. Глубоко завязшие в грязи телеги и экипажи, захваченные морозом, иногда оставались на улицах в продолжении всей зимы, и только весною, при совершенной оттепели, могли быть извлечены».

От жителей города в адрес строительного Комитета, который занимался шоссировкой улиц, поступали постоянные жалобы, но оставались без внимания. Газеты тоже молчали.

А с приходом лета одесситов ждала новая напасть – вся весенняя грязь превращалась в вездесущую и всепроникающую пыль: «Нельзя было отворить окна на улицу, и несмотря на это вся мебель и другия вещи в комнате беспрестанно покрывались толстым слоем пыли. Для перехода через улицу требовались, как и в грязь, высокие галоши, без каковой предосторожности невозможно было войти в порядочную гостиную. От пыли все более или менее страдали глазами. Только после выпавшего дождика можно было отворить окно и подышать чистым воздухом».

Ситуация с дорогами в Одессе наладилась лишь к 60-м годам XIX века, когда для укладки мостовых стали использовать гранит.

Источник: Волнорез
Подписывайся на нас в Telegram
факты история

Новости дня

Читайте еще

История пляжа Ланжерон
На Ланжероне сегодня едва ли осталось что-то из тех давних времен. Лишь Ланжероновская арка, сквозь которую мчатся машины, спускаясь к набережной, напоминает о даче Александра Ланжерона - градоначальника Одессы в 1816-1820 годах....
11.04.2024
222
Обзор приятной кофейни «БИСКВИТ» на проспекте Шевченко
Первое впечатление: Какой яркий кофейный аромат! Чашечка кофе то что нужно в дождливую погоду Оформление интерьера простое и лаконичное в европейском стиле с деталями бирюзового цвета. Кованые ножки кофейных столиков напоминают об...
22.04.2023
5865
По рейтингу Укрзалізниці Одесский вокзал - лучший в Украине
По рейтингу «Укрзалізниці», составленному по отзывам пассажиров,Одесский вокзал - лучший в Украине. Кроме вокзала в пятерку лучших вошли также два поезда из Одессы. Как сообщает издание «Пассажирский транспорт», несколько месяцев назад «Укрзализныця»...
01.07.2022
1411
Замечательная Одесса: Дерибасовская – любимая улица любимого города
Дерибасовская улица в Одессе – это самое сердце города. Как только на неё ступает нога гостя,  начинается неимоверное. Ведь не в каждом городе главная мостовая построена из уникальных лавовых плит  из вулкана...
30.06.2022
1516

Новости партнеров

Вверх